Вечером 18 сентября начинается, пожалуй, самый значимый день для еврейского народа Йом-Кипур — День Искупления. Это одновременно праздник и пост. И тот, кто усматривает в этом противоречия, должен знать, что это не единственные сложности этого дня.
У Дня Искупления есть правила. В этот день нельзя есть, пить, умощаться, вступать в интимные отношения, носить кожаную обувь, умываться. Все составляющие запреты не подходят под понятие «праздник». Этот день упомянут в Торе (книга Ваикра (Левит). А запреты дня, так называемые «изнурения души», изложены в Талмуде (трактат Йома).
Служба в синагоге в Йом-Кипур начинается словами: «По воле Всевышнего и с согласия всех участников богослужения… разрешено нам молиться вместе с преступившими закон». Это тоже может показаться противоречивым. Те, кто преступили закон, должны нести ответственность. Но ведь и у них должна быть молитва на День Искупления, им должен быть открыт путь к покаянию.
День Искупления — особый день. Каждый год десятки человек задают мне один и тот же вопрос: «Меня никто не отпустит с работы, с учебы. Как же я буду праздновать Йом-Кипур?» В идеале еврей не должен быть ничем занят в Йом-Кипур. Главное для него — молитвы и раскаяния. Но реальность — это то, с чем мы сталкиваемся и от чего порой нельзя отмахнуться.
Может быть, когда обращаемся к Б-гу молиться с преступившими еврейский закон, мы просим о возможности покаяться самим. Когда просим мы осознаем, что еще все возможно изменить к лучшему, на что мы, благодаря Всевышнему, способны.
И ничего нет страшнее равнодушия, ничего нет опаснее, чем непризнание собственных ошибок — ничего коварнее не существует постоянного самооправдания.
Григорий АБРАМОВИЧ, главный раввин РООПИ Беларуси
Похожие статьи
Оставить комментарий