Следуя традициям Пурима, начиная с вечера 28 февраля и утром 1 марта (14 адара) иудеям положено читать Свиток Эстер.
Но в субботу, 24 февраля, евреи прочтут еще и отрывок из книги «Исход», который повествует о том, что совершил их враг Амалек, напав на Израиль. Потомок именно этого Амалека, злобный Аман хотел погубить всех евреев, включая женщин и детей. Планируемые им злодеяния, благодаря мудрецу Мордехаю и царице Эстер, были остановлены.
История чудесного спасения еврейского народа описана в Свитке Эстер. В отличие от других книг «Торы», во время чтения «Мегиллат Эстер» (Свитка Эстер) разрешено шуметь, когда упоминается имя Амана. Этим шумом иудеи исполняют заповедь, изложенную в книге «Второзаконие» (совр. «Дварим» — речь), которая считает, что таким образом верующие стараются вычеркнуть из памяти имена Амалека и злодея Амана.
В ХХ и ХХI веках никто бы не удивился этому обычаю. Хотя, шум, во время упоминания имени Амана в Свитке Эстер, который должен прозвучать 54 раза, определенно мешает тем, кто слушает Свиток, как, впрочем, и тому, кто его читает.
Так было не всегда. Есть свидетельство раввина из Кракова Моше Исраэлиса, что в ХIII-XIV веках, «боровшиеся» с Аманом дети стучали палкой по его изображению. В комментарии к книге «Шульхан Арух» (раздел «Орах Хаим») Исраэлис говорит о важности этого обычая. Однако раввин из Праги Иегуда Бецалель (Магараль из Праги), сам не шумел во время произнесения имени потомка Амалека и другим не рекомендовал.
До XIX века обсуждали, как правильно или неправильно шуметь при упоминании Амана. Авторитетный раввин Яков Ашкенази (Яавец) из немецкого города Эмден в XVIII веке предложил такой вариант: не слишком громко топать ногами. Его мнение цитирует уроженец Беларуси, чья могила находится в городе Радунь, раввин Исраэль Меер Коэн (Хафец Хаим). Он известен книгой «Мишна Брура». Учитывалось также и мнение, изложенное в комментариях книги «При Мегодим» другого раввина XVIII века из Львова Иосифа Теомима. Он пишет, что главное при упоминании Амана не шум, а разъяснение, когда нужно шуметь и в какой момент эти «беспорядки» необходимо прекратить. Кстати для шума была избрана обычная трещотка.
К слову, моя младшая 6-летняя дочь Амелия может рассказать друзьям по классу, как пользоваться трещоткой, которую называют на идиш грагером, а на иврите раашаном. И пусть Всевышний дарует ученикам шум на уроке при упоминании имени Амана. Это бывает только на Пурим. Ведь мы никогда не останемся равнодушными к важности науки, которую учителя дарят своим воспитанникам.
Григорий АБРАМОВИЧ, главный раввин РООПИ в Республике Беларусь