Январь полон эмоций, праздников, приготовлений к ним и радостных минут в семье и в общине. В нынешнем году этот месяц начался с восьмого дня праздника Хануки, и такое совпадение возможно лишь раз в сто лет. Как радуясь нашим праздникам, так и задумываясь над историей наших постов (вслед за Ханукой в день 10 тевет, в этом году 8 января, у иудеев наступил пост), мы готовы на добрые дела и поступки. Мы учим в притчах Царя Соломона (12:28): «На пути благотворительности (цдака) — жизнь, и нет смерти вдоль ее стези».
Талмуд, трактат Шаббат, разбирая этот тезис о благотворительности и продлении жизни, рассказывает интересную историю. Как-то один из величайших мудрецов Талмуда Шмуэль и известный в ІІІ веке нашей эры звездочет Авлэт сидели вместе и наблюдали за проходившими мимо людьми, которые направлялись на рубку тростника. Авлэт указал на одного человека — тот, по его расчетам, должен был быть укушен змеей. Однако мудрец Шмуэль выразил сомнение по этому поводу. И действительно, прошел день — человек остался жив и здоров. К вечеру Авлэт взял сумку этого человека и обнаружил там разрубленную змею. Ее разрубили случайно при рубке тростника, но звездочету стало интересно, как же он ошибся в расчетах и пострадал не человек, а ядовитая змея. Выживший человек рассказал: «Каждый день мы собираем хлеб друг друга и потом едим его все вместе, но сегодня у одного из нас не нашлось хлеба и он стеснялся. Я сказал, что соберу хлеб. И когда я дошел до него, то притворился, будто взял хлеб и от него, добавив вместо этого от своего, чтобы он не смутился». На это мудрец Шмуэль заключил: астрологический прогноз может не учитывать заповедь благотворительности, которая и спасла этого человека от смерти.
Кстати, Талмуд разбирает не только важность помощи ближнему, но и правила, как дается помощь. В трактате Баба Батра (лист 9) говорится: «Каждый, кто дает грош бедному, благословляется шестью благословениями. А тот, кто говорит ему приятные слова и подбадривает его, благословляется одиннадцатью благословениями». В связи с этим я часто вспоминаю поговорку моей бабушки Марии (Мани) Самуиловны, которая прошла и бомбежки войны, и голод в эвакуации: не дорог обед, а дорог привет.
Правда, на этой же странице обсуждается и другое правило. Как нам доверять тем, кому мы помогаем, не обманывают ли нас те, кто, возможно, притворяется бедняком. Раввин Иегуда говорит о том, что проверять, действительно ли нищий нуждается в еде, не следует. Он утверждает, что проверка всегда занимает время, а когда речь идет о голоде — это опрометчиво. Нам дается и противоположное мнение раввина Гуны, который не против проверки даже того, кто просит на пропитание. Однако тут же он пишет, что если к вам пришел просящий в рваной одежде, то ему действительно нужна одежда, и нет необходимости в дополнительной проверке. При этом раввин Иегуда, его оппонент, готов кормить любого, который голоден, но и не против проверить того, кто говорит, что у него только рваная одежда. Каждый из них приходит к своим выводам: «доверяя – проверяй», но общее решение в том, что если с одеждой мы проверяем, то в отношении голодных проверка считается излишней.
И в праздник, и в будни, и в пост, и в день памяти мы перед выбором: как нам помочь ближнему и как нам правильно выполнить заповедь благотворительности, кому необходимо доверять, а что хорошо бы проверить? Пусть же Всевышний, наделяя нас милосердием, даст нам и мудрости, и веры в добро и справедливость.
Раввин Григорий АБРАМОВИЧ, «Народная газета»