В субботу, 11 февраля, мы отмечаем Ту би-Шват, или «Новый Год деревьев».
При существовании Храма в Иерусалиме было принято от этого дня отсчитывать возраст деревьев. С разрушением первого и второго Храмов этот праздник несколько потерял свое значение.Традиция «Нового Года деревьев» вернулась к XVI веку благодаря каббалистам Цфата (главного города Верхней Галилеи). А ближе к XVIII веку получила распространение специальная фруктовая трапеза — седер Ту би-Шват.
На трапезе едят несколько видов фруктов. В зависимости от времени седера мы вкушаем плоды с кожурой и с косточкой; только с косточкой и без кожуры; и третий вид – без косточек и кожуры.
Что же говорят об этом мудрецы кабаллисты?
Они соединили трапезу с особыми мирами. Первый – это мир действия, где мы каждую секунду совершаем какие-то механические действия. В его основе — плоды с кожурой и косточкой: это могут быть орехи, мандарины, гранаты. Второе состояние, в нем мы находимся не очень часто, это — мир творчества. Мы творим, но не каждую секунду, не постоянно. Поэтому мы едим плоды без кожуры, но с косточкой: например, финики, оливки, виноград. Третий мир – это то, что Всевышний сотворил из ничего, например, темень или Вселенная. Нам разрешено «пользоваться» этим миром, но человек сам по себе не может творить из ничего. В этом мире мы едим плоды без кожуры и без косточки, к примеру, инжир. О четвертом мире — Ацелут — мы ничего точно и не знаем. Поэтому мудрецы не установили определенного яства.
Существует традиция Ту би-Швата: смешивать белое и красное вино или светлый и красный сок винограда. Это действие символизирует переход от зимы к весне. По традиции мы начинаем праздничную трапезу с белого вина или сока. Затем добавляем немного красного. За седер мы выпиваем 4 бокала. Закончить трапезу нужно красным вином или красным соком.В Израиле, как и в ряде стран, где существуют еврейские общины, с приходом весны принято сажать деревья. Но в Беларуси в этот день – разгар зимы. Поэтому белорусские евреи на Ту би-Шват, помимо седера, считают своей обязанностью побеседовать об экологии Израиля. Этот день является так же днем рождения парламента Израиля – Кнесета.
«Новый Год деревьев» не потерял актуальность и не забыт в народе Израиля. Как бы мы по-разному не относились к его особенностям,всегда есть то, что нас объединяет, учит больше, чем вводит спор и поддерживает больше, чем тревожит. И пусть Всевышний дарует нам больше уроков понимания и мудрости нашей жизни.
Григорий АБРАМОВИЧ, главный раввин РООПИ Беларуси