Иудейский праздник Ту бе-Ав, или 15 Ава, в этом году приходящийся на 19 Августа, каждый раз задает нам новые вопросы, на которые сам же и отвечает
В этот день у евреев принято говорить о любви и семье. Безусловно, после 9 Ава, самого траурного дня, когда запрещалось есть и пить (все-таки – пост!) и даже носить кожаную обувь, 15 Ава для евреев — просто отдушина. Ведь именно в этот день поколение Исхода окончательно осознало, что мор после сорокалетнего скитания в поисках Родины, прекратился. Кроме этого, 15 Ава отменялись запреты на браки между представителями разных колен Израилевых — племен потомков двенадцати сыновей Иакова, который являлся третьим библейским патриархом. Последним царем Израиля Осией также отменялся запрет на посещение Иерусалимского Храма жителями царства и захоронение ими защитников твердыни Бейтар.
Какие разные эти два дня! В день 9 Ава мы больше говорим о запретах и горестных событиях нашей истории, а 15 Ава чаще вспоминаем самые радостные ее этапы. Даже деревья «радовались» этому празднику: именно 15 Ава прекращался период заготовки дров для жертвенника Иерусалимского Храма. Добавлю такую необычную деталь: топоры, которыми евреи заготовляли дрова на нужды Храма, также подлежали уничтожению в Ту бе-Ав.
В период существования второго Храма 15 Ава стали отмечать праздник урожая винограда и виноделия. Празднование продолжалось аж до Йом Кипур. Не надо думать, что все это время главным уделом евреев было пить вино. Вовсе нет. В день 15 Ава дочери Иерусалима, чтобы не смущать бедняков, надевали одинаковые белые одежды и водили хороводы в виноградниках. Эти хороводы помогали девушкам найти жениха, а юношам — невесту.
В наше время Ту бе-Ав не потерял актуальности в кибуцах Израиля и в еврейских общинах. Важно, что 15 Ава есть время поговорить о любви, молодости, традициях и семье.
Григорий АБРАМОВИЧ, главный раввин РООПИ в Беларуси