«Евреи не празднуют побед. Евреи празднуют избавление»
Э.М.Ремарк. «Тени в раю»
Весна завершает свою каденцию, и ее место постепенно занимает лето. Стали забываться долгие зимние ночи, и после серых бесцветных дождливых дней пробудилась от спячки яркая природа Средиземноморья. Остались в прошлом пасхальные праздники, и еврейский народ, в очередной раз, отметив свой выход в мир свободного независимого существования, отпраздновал День независимости (Йом а-Ацмаут) — главный государственный праздник страны. Именно в этот день, 5 ияра 1948 года, было провозглашено Государство Израиль. По светскому календарю эта дата пришлась на 14 мая. Как всегда, этому дню предшествует еще один, не менее важный день – День поминовения павших солдат Израиля и жертв террора (Йом а-Зикарон).
Счет павших в нашей стране ведется с 1860 года, и включает в себя, в общей сложности, 23645 человек – участников подпольных военизированных организаций еврейской общины («Йишув hа-Йеhуди»), а с 1948 г. – солдат и офицеров Армии обороны Израиля и других служб безопасности, чьи воины погибли или скончались во время исполнения своего долга. За прошедший год скорбный список пополнился 101 новым именем. В отдельном списке – жертвы террора. Их 3134, в том числе 12 имен, которые добавились за минувший год. Учет всех погибших – поименный, за все 158 лет.
В июле 2017 года Кнессет принял один чрезвычайно важный закон, освящающий славное прошлое народов, победивших нацизм, Закон о 9 мая. Он был вынесен на голосование по инициативе партии «Наш дом Израиль» и принят единогласно. В результате официально отмечаемый в России и в некоторых других странах на постсоветском пространстве День Победы — 9 мая внесен в реестр государственных праздников, который ныне отмечается в Израиле на государственном уровне. В этот день в Москве и столицах нескольких стран на постсоветском пространстве будут проходить военные парады и праздничные демонстрации. Будут звучать громкие речи и бравурные марши. Будет и минута молчания в память о погибших. А вечером ночное небо будет раскрашено фейерверками праздничных салютов.
Все это замечательно, но вот только никак не отделаться от одного важного вопроса: неужели минуты молчания достаточно, чтобы помянуть всех, кто отдал жизнь на фронтах или погиб в результате иных военных действий? А ведь смертельный счет идет на десятки миллионов.
22 марта 2017 года в России были опубликованы рассекреченные данные Госплана СССР об убыли населения страны в 1941 – 1945 гг. Цифра, способная привести в смятение. Оказывается, общая убыль населения СССР в 1941–1945 годах — более 52 миллионов 812 тысяч человек. Из них безвозвратные потери в результате действия факторов войны — более 19 миллионов военнослужащих и около 23 миллионов гражданского населения. Пятьдесят два с лишним миллиона! Четверть населения огромной советской империи, т.е. каждый четвертый! Так можно ли 9 мая считать праздником победы? Ведь дня поминовения павших в годы Второй мировой войны в России и на постсоветском пространстве нет.
Да, будут парады и демонстрации, праздничные гуляния и фейерверки, будет всеобщее ликование, и лишь одна отнюдь не малая часть населения, не нарушая общей атмосферы радости и ликования, молча соберется в местах, куда, как правило, кроме них и в обычные дни никто не заглядывает. Это – мои соплеменники. Им не приходится праздновать победы, потому что подсчитывают они не число трофеев, а число потерь, понесенных в годы гитлеровской оккупации. Потерь, исчисляемых миллионными цифрами.
И вот теперь, с высоты нашего исторического роста, изучив и проанализировав истоки трагедии, мы можем с уверенностью сказать: в этой безумной бойне у евреев практически не было шансов остаться в живых. С одной стороны были германские фашисты, у которых антисемитизм носил патологический характер. Они видели в евреях некий особый класс, который спровоцировал революцию в России, Венгрии и Германии и который являлся катализатором всех общественных беспорядков в Европе. Они были убеждены, что большевизм и еврейство – суть одно целое и что, уничтожив евреев, они подорвут основу всего советского строя, поставившего перед собой задачу захватить весь мир с помощью всемирной революции.
А с другой стороны евреев окружал враждебный мир, который не только не успел за короткие два десятилетия советской власти излечиться от многовекового антисемитского прошлого, но который за эти же самые короткие два десятилетия успел подорвать основы еврейской культуры, уничтожив религию, закрыв все еврейские школы, техникумы и еврейские факультеты в вузах, уничтожив театры, издательства, газеты, журналы, физически расправившись со многими деятелями еврейской культуры. Впрочем, и на их совести немало расправ со своей национальной культурой, только говорить об этом мы сами очень не любим…
Тоталитарные режимы Германии и СССР развивались по одним законам. Они не могли существовать без проповеди великодержавного шовинизма, и антисемитизм становился одним из механизмов этого процесса, только в Германии он был провозглашен во всеуслышание, а в СССР носил скрытый характер. В результате, даже тогда, когда всему миру уже стало ясно, какая судьба уготована евреям нацистами, руководство в СССР своей политики не изменило.
В то же время нет ни одного факта, что Сталин и его окружение хотя бы один раз за всю войну обсудили трагическую судьбу одного отдельно взятого народа, подлежащего физическому истреблению только по причине своего происхождения. Поэтому нет ничего странного, что большинство местного населения на оккупированной территории в лучшем случае занимало позицию стороннего наблюдения. В худшем – евреи становились жертвами грабежей, доносов и предательства.
Практически во всех населенных пунктах есть места упокоения жертв нацизма. В Беларуси такое место называется «Яма», на Украине – «Бабий Яр». Отмечены эти места каким-то, чаще всего, не очень впечатляющим обелиском, хотя есть и подлинные мемориалы. Здесь на свои траурные митинги и собираются представители местных еврейских общин в День Победы, – если, конечно, в этом населенном пункте еще остались евреи. Звучат наполненные вековой печалью речи. Выступают бывшие узники гетто, еврейские партизаны, ветераны войны, которых с каждым годом все меньше и меньше. Заготовлены какие-то тексты у представителей административных органов (эти чиновники зачитывают приготовленные для них речи, как обычно, с листочка). Подходят к микрофону и активисты еврейских организаций. В заключение местный раввин (если он есть) читает поминальную молитву – кадиш. Потом идет возложение венков, цветов.
Пожилые евреи, вспоминая вековую еврейскую традицию, кладут жменьки гравия. По окончании мероприятия, которое почему-то тоже носит название митинга, люди расходятся по домам, и каждая семья пытается загладить душевную боль рюмочкой спиртного. Да, это и есть праздник со слезами на глазах. И разделить нам эту боль в толпах ликующих людей, к сожалению, не с кем.
Катастрофа, постигшая все народы Беларуси в годы Второй мировой войны, оставила на этой земле несмываемые следы, и, в первую очередь, в сознании людей. Я прожил в этой стране почти всю сознательную жизнь, и успел это очень хорошо ощутить, не говоря уже о том, что вся семья моего отца (кроме тех, кто успел до войны уехать учиться в центр страны) осталась лежать рядом с городом Погостом в 100 км южнее Минска.
Точной статистики народонаселения Беларуси за период 1939-1945 гг. нет. Есть лишь приблизительные расчеты. Дело в том, что в этот промежуток времени в белорусском регионе происходили громадные геополитические изменения: присоединение западных областей, появление огромного потока беженцев от рвущихся на Восток нацистов, депортации большого числа так называемых «западников» в результате массовых «чисток» и т.д. Данные, приводимые разными авторами, во многом расходятся. Думается, наиболее достоверные данные приведены в энциклопедии «Холокост на территории СССР» (М. РОССПЭН, 2009). Цитата: «В Белоруссии от рук нацистских оккупантов погиб каждый четвертый житель республики, из них каждый третий был евреем. По числу жертв Холокоста на территории СССР (свыше 800 тыс. чел.) Белоруссия занимает 2-е место после Украины».
В сегодняшней реальной жизни День Холокоста, к сожалению, отмечается только еврейскими общественными и религиозными организациями. Да и мемориализация памяти жертв нацизма находится на том же уровне. В Беларуси сегодня установлено 425 памятников, памятных знаков и мемориалов. Большая часть из них – результат деятельности еврейских общин и общественных организаций, собиравших средства на благотворительные пожертвования евреев всего мира. Доля государства на это великое дело, увы, невелика. Вот и получается, что память трагедии евреев остается делом самих евреев.
Яков БАСИН, Иерусалим, «Мы здесь» (newswe.com)