В стенах Бобруйской синагоги отмечается множество праздников, но вот свадьбу по всем иудейским канонам последний раз здесь справляли лет пять назад.
В синагоге встречали новобрачных, которые решили пройти через хупу – специальный балдахин на четырех шестах, без которого не обходится ни один еврейский обряд бракосочетания.
Яков и Рита Шкляр вместе уже без малого 35 лет, у них выросли дети и давно уже есть внуки. Но только сейчас пара решилась встать под хупой и скрепить отношения ктубой – брачным договором.
– А почему бы и нет? – видно, что жених, которому вскоре исполнится 62 года, волнуется. – Мы уже столько лет вместе!
Отец новобрачного, Феликс Шкляр, тоже взволнован, ведь не каждый день приходится женить сына! Свадьбу Якова и Риты, которая состоялась в 1983 году, мужчина очень хорошо помнит. Говорит, что в советские времена было не до хупы. Все как у всех – ЗАГС, машины с кольцами, застолье. Теперь же 90-летний бобруйчанин не перестает удивляться пышности праздника.
– Вы только посмотрите, как красиво, – обводит он рукой зал синагоги, где уже накрыты праздничные столы.
Тем временем жених при свидетелях подписал ктубу, взяв на себя обязанности по содержанию невесты.
И хоть церемония носила символический характер, поздравить мужчину со столь важным решением посчитали за честь многие гости.
– Янкелевич, ты дождался хупы! – поздравления в этот вечер принимал и отец жениха, который не скрывает, что мечтал о такой свадьбе для сына, но не думал, что когда-нибудь его желание осуществится. Ведь в советские времена еврейские свадьбы почти никто не справлял. Да и за последние 15 лет в Бобруйске по всем канонам хупа проводится лишь третий раз.
– Это будет очень веселая свадьба! – резюмировал Феликс Шкляр.
Тем временем гости собрались в зале: женщины по левую руку от новобрачной, мужчины – по правую. Мамы начали подталкивать детей к невесте, чтобы та пожелала малышам чего-нибудь хорошего, от души. Считается, что пока жених не переступил порог синагоги, слова невесты являются пророческими.
– Ай, не успела! – выговаривала женщина своей спутнице. – Вот подошла бы, может, Рита тебе хорошего мужа пожелала бы!
Под звуки скрипок и саксофона в зале появился жених и укрыл лицо избранницы хинумой – прозрачной тканью, снять которую можно будет только после бракосочетания.
Сперва Яков Шкляр отвел во внутренний дворик синагоги мужчин, а потом вернулся за женщинами и невестой, чтобы проводить ее под хупу. Именно в этот момент новобрачная должна была определиться, готова ли она стать его супругой.
– Интересно, сразу согласится или мы еще подождем? – любопытствовали оставшиеся в зале бобруйчанки. – Ну, раз молчит, то согласна!
Под хупой невеста семь раз обошла вокруг жениха, после чего новобрачные обменялись кольцами.
Могилевский раввин Менахем-Мендл Альперович, специально прибывший на свадьбу, вместе с гостями прочел шева брахот – семь благословений, супруги отпили вино из бокалов, закрепив тем самым свой союз.
За оглашением брачного договора последовал ритуал разбивания бокала.
– Он не китайский – белорусский, совсем не бьется, – пошутил бобруйский раввин Шауль Хабабо. – Но все же попробуем.
Бокал перекочевал на землю, под правую ногу жениха. Но с первого раза раздавить его не удалось.
– Какое стекло прочное! – продолжал веселиться раввин.
Со второй попытки раздался характерный хруст, который потонул в радостных возгласах «Мазл тов!». Гости от души желали удачи бобруйской паре, которая за 35 лет совместной жизни уже доказала друг другу свою преданность. Но счастья много не бывает, и это подтвердили многочисленные тосты в честь новобрачных, до позднего вечера звучавшие под сводами старой синагоги.
Мария МАСЛОВА, КАЛИНИНА, «Бобруйский курьер» (babruysk.by)