Древнейший иудейский праздник Лаг ба-Омер, с которым связано много легенд и преданий, празднуют 18-го числа месяца Ияр по еврейскому календарю
Дата праздника в григорианском летоисчислении каждый год высчитывается отдельно — в 2018 году Лаг ба-Омер выпадает на 3 мая, но, как и все иудейские праздники, он начинается накануне с заходом солнца.
Значение и суть Лаг ба-Омер
Название праздника состоит из двух слов – «лаг» и «омер». Слово «лаг» в ивритском написании состоит из двух букв, которые имеют свое числовое значение, как и все остальные буквы алфавита: «ламед» – 30, а «гимель» – 3, что в общей сложности составляет число 33. Слово «омер» означает, как сноп пшеницы или ячменя, так и меру зерна, которой достаточно было человеку на один день, чтобы быть сытым. Омерами евреи также отсчитывали дни между Песахом (еврейская Пасха) и Шавуотом (праздник дарования Торы). Второй день Песаха – это первый Омер. Всего их 49, по числу дней от Исхода из Египта — до получения Торы. На 50-й день в Храм приносили второй Омер — сноп пшеницы или ячменя нового урожая. Этот день называется Лаг ба-Омер, потому что он 33-й в счете Омера.
Время между первым и вторым Омером в Торе названо периодом надежды и трепета, в который решается, насколько год будет урожайным. В эти семь недель действует множество запретов, в том числе не стригутся, не проводят веселые застолья и свадебные церемонии.
Только на 33-й день, то есть Лаг ба-Омер, многие ограничения снимаются, и устраивается своеобразный отдых от тревожных мыслей.
История праздника уходит вглубь веков — во времена существования Иерусалимского храма.
Легенды и предания
В период римской оккупации земли Израильской, евреям, которые подвергались жестокому обращению, под страхом смерти запрещалось изучать Тору. Несмотря на преследования, были учителя, которые не подчинялись римскому приказу.
Одна из легенд повествует об учениках известного еврейского ученого и мыслителя рабби Акивы, которые во времена императора Адриана под страхом смерти продолжали изучать Тору.
В Талмуде сказано, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников, которые собираясь на свои тайные встречи, нередко одевались как охотники, брали с собой луки и стрелы, чтобы обмануть бдительность римских стражей.
Они брали с собой еду и питье, уходили за город и притворялись, будто вышли подышать свежим воздухом и полюбоваться окрестностями Иерусалима. Если к ним приближался кто-нибудь посторонний, они делали вид, будто заняты охотой или играми.
Но все они, кроме пяти, умерли во время эпидемии в период между Песахом и Шавуотом в наказание за неуважительное отношение друг к другу. Принято считать, что именно в Лаг ба-Омер прекратился мор, который длился 33 дня.
По другой легенде — в Лаг ба-Омер легендарный еврейский военачальник Бар-Кохба, возглавивший восстание в древней Иудее, одержал победу над римлянами при императоре Адриане (132—136 годах).
Существует мнение, что большинство добровольцев, сражавшихся в его армии, были учениками рабби Акивы. Превосходство Рима было неоспоримым, восставшие понесли ряд тяжелых поражений и были разгромлены. Однако, именно в Лаг ба-Омер Бар-Кохба сумел одержать крупную победу. Это событие евреи отметили с размахом и продолжают его праздновать по сей день.
С Лаг ба-Омер связаны различные событиями из жизни рабби Шимона Бар Йохая (Рашби) – одного из пяти учеников рабби Акивы, выживших в эпидемии — день, когда он официально стал раввином, день его свадьбы и день его смерти. Говорят, что после кончины над его телом вознесся огонь, отсюда и пошла традиция зажигать в праздник костры.
Значение и суть Лаг ба-Омер
Название праздника состоит из двух слов – «лаг» и «омер». Слово «лаг» в ивритском написании состоит из двух букв, которые имеют свое числовое значение, как и все остальные буквы алфавита: «ламед» – 30, а «гимель» – 3, что в общей сложности составляет число 33. Слово «омер» означает, как сноп пшеницы или ячменя, так и меру зерна, которой достаточно было человеку на один день, чтобы быть сытым. Омерами евреи также отсчитывали дни между Песахом (еврейская Пасха) и Шавуотом (праздник дарования Торы). Второй день Песаха – это первый Омер. Всего их 49, по числу дней от Исхода из Египта — до получения Торы. На 50-й день в Храм приносили второй Омер — сноп пшеницы или ячменя нового урожая. Этот день называется Лаг ба-Омер, потому что он 33-й в счете Омера.
Время между первым и вторым Омером в Торе названо периодом надежды и трепета, в который решается, насколько год будет урожайным. В эти семь недель действует множество запретов, в том числе не стригутся, не проводят веселые застолья и свадебные церемонии.
Только на 33-й день, то есть Лаг ба-Омер, многие ограничения снимаются, и устраивается своеобразный отдых от тревожных мыслей.
История праздника уходит вглубь веков — во времена существования Иерусалимского храма.
Легенды и предания
В период римской оккупации земли Израильской, евреям, которые подвергались жестокому обращению, под страхом смерти запрещалось изучать Тору. Несмотря на преследования, были учителя, которые не подчинялись римскому приказу.
Одна из легенд повествует об учениках известного еврейского ученого и мыслителя рабби Акивы, которые во времена императора Адриана под страхом смерти продолжали изучать Тору.
В Талмуде сказано, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников, которые собираясь на свои тайные встречи, нередко одевались как охотники, брали с собой луки и стрелы, чтобы обмануть бдительность римских стражей.
Они брали с собой еду и питье, уходили за город и притворялись, будто вышли подышать свежим воздухом и полюбоваться окрестностями Иерусалима. Если к ним приближался кто-нибудь посторонний, они делали вид, будто заняты охотой или играми.
Но все они, кроме пяти, умерли во время эпидемии в период между Песахом и Шавуотом в наказание за неуважительное отношение друг к другу. Принято считать, что именно в Лаг ба-Омер прекратился мор, который длился 33 дня.
По другой легенде — в Лаг ба-Омер легендарный еврейский военачальник Бар-Кохба, возглавивший восстание в древней Иудее, одержал победу над римлянами при императоре Адриане (132—136 годах).
Существует мнение, что большинство добровольцев, сражавшихся в его армии, были учениками рабби Акивы. Превосходство Рима было неоспоримым, восставшие понесли ряд тяжелых поражений и были разгромлены. Однако, именно в Лаг ба-Омер Бар-Кохба сумел одержать крупную победу. Это событие евреи отметили с размахом и продолжают его праздновать по сей день.
С Лаг ба-Омер связаны различные событиями из жизни рабби Шимона Бар Йохая (Рашби) – одного из пяти учеников рабби Акивы, выживших в эпидемии — день, когда он официально стал раввином, день его свадьбы и день его смерти. Говорят, что после кончины над его телом вознесся огонь, отсюда и пошла традиция зажигать в праздник костры.
Лаг ба-Омер — веселый праздник, несмотря на то, что в этот день умер праведник. Религиозные евреи объясняют это так — Рашби, зная о своей кончине, веселился. Согласно книги Зоар — одно из известнейших произведений каббалистической литературы, в этот день он дал последний свой урок ученикам и раскрыл им такие глубины, которых не касался в течение всей своей жизни.
Кроме того, традиционно считается, что душа умершего праведника возносится на Небеса. Поэтому его уход из жизни принято отмечать песнями, танцами и молитвами.
Другая традиция утверждает, что на Лаг ба-омер выпадает годовщина женитьбы Рашби, и есть также мнение, что в этот день, несмотря на запрет римских властей, он впервые получил звание раввина от рабби Акивы, а спустя несколько лет — от рабби Иегуды бен Бавы. Тем самым Устная Тора была спасена от забвения.
Традиции
Праздник по сей день широко отмечается еврейскими общинами по всему миру. В этот день заканчивается траур по ученикам Рабби Акивы и разрешается стричься, бриться и веселиться.
В Лаг ба-Омер проводят пикники и публичные мероприятия, жгут десятки тысяч костров по всей стране. Дети еще за месяц начинают собирать дрова для этих костров и складируют их в подвалах домов.
В этот день в школах выходной — школьники выезжают на природу целыми классами в сопровождении учителей. Каждый класс собирает дрова, и очень переживают о том, чей костер будет больше и дольше гореть.
Для школьников также устраивают соревнования по стрельбе из лука в память о восстании Бар-Кохба, победившего в борьбе за свободу еврейского народа от римских захватчиков.
Кульминацией празднования Лаг ба-омер является многолюдное паломничество к могиле Рашби, расположенной на горе Мерон вблизи города Цфата на севере Израиля.
По традиции, именно на горе Мерон, где похоронен Рашби детям старше трех лет срезают волосы. На эту гору многие евреи приезжают ночью. После захода солнца люди жгут костры и поют веселые песни.
Кроме того, в Лаг ба-Омер устраиваются пышные свадьбы — именно в этот день многие религиозные молодые пары совершают бракосочетание.
Во многих городах также проходят праздничные шествия с горящими свечами и факелами, и развлекательные мероприятия.
sputnik-georgia.
Лаг ба-Омер — веселый праздник, несмотря на то, что в этот день умер праведник. Религиозные евреи объясняют это так — Рашби, зная о своей кончине, веселился. Согласно книги Зоар — одно из известнейших произведений каббалистической литературы, в этот день он дал последний свой урок ученикам и раскрыл им такие глубины, которых не касался в течение всей своей жизни.
Кроме того, традиционно считается, что душа умершего праведника возносится на Небеса. Поэтому его уход из жизни принято отмечать песнями, танцами и молитвами.
Другая традиция утверждает, что на Лаг ба-омер выпадает годовщина женитьбы Рашби, и есть также мнение, что в этот день, несмотря на запрет римских властей, он впервые получил звание раввина от рабби Акивы, а спустя несколько лет — от рабби Иегуды бен Бавы. Тем самым Устная Тора была спасена от забвения.
Традиции
Праздник по сей день широко отмечается еврейскими общинами по всему миру. В этот день заканчивается траур по ученикам Рабби Акивы и разрешается стричься, бриться и веселиться.
В Лаг ба-Омер проводят пикники и публичные мероприятия, жгут десятки тысяч костров по всей стране. Дети еще за месяц начинают собирать дрова для этих костров и складируют их в подвалах домов.
В этот день в школах выходной — школьники выезжают на природу целыми классами в сопровождении учителей. Каждый класс собирает дрова, и очень переживают о том, чей костер будет больше и дольше гореть.
Для школьников также устраивают соревнования по стрельбе из лука в память о восстании Бар-Кохба, победившего в борьбе за свободу еврейского народа от римских захватчиков.
Кульминацией празднования Лаг ба-омер является многолюдное паломничество к могиле Рашби, расположенной на горе Мерон вблизи города Цфата на севере Израиля.
По традиции, именно на горе Мерон, где похоронен Рашби детям старше трех лет срезают волосы. На эту гору многие евреи приезжают ночью. После захода солнца люди жгут костры и поют веселые песни.
Кроме того, в Лаг ба-Омер устраиваются пышные свадьбы — именно в этот день многие религиозные молодые пары совершают бракосочетание.
Во многих городах также проходят праздничные шествия с горящими свечами и факелами, и развлекательные мероприятия.
sputnik-georgia.ru