На этой неделе в синагоге читают недельную главу из Торы, которая называется «Пинхас». Название главы происходит от имени еврейского лидера Пинхаса, внука Аарона-первосвященника, который, как сказано в Библии (Тора, глава 25), «отвратил гнев Всевышнего от детей Израиля за их нарушение и служение чуждому Баал Пеору, проявив ревность за Него».
Молодой, амбициозный, ревнующий за Всевышнего Пинхас не только вернул народ к служению единому Всевышнему и его заповедям, но также взял ответственность за свои действия в момент, когда мудрецы и сам Моисей еще думали, как поступить правильно с нарушившими закон. Моисей, видя поступок Пинхаса, обращается к Всевышнему с вопросом о приемнике, и, увы, мы не знаем этого, но, возможно, думает о Пинхасе как о кандидате. «Пусть назначит Господь… человека, который выходил бы перед ними и входил перед ними, который выводил бы их и приводил бы их». В XVI веке советник короля Генриха II раввин Авадия Сфорно дал объяснение этому определению лидера народа: «Шел бы перед ними во время военных действий и конфликтов, руководил бы ими в мирное время».
Реформистский раввин XX—XXI века Гюнтер Плаут в книге «Тора. Современный комментарий» цитирует другое изречение, относящееся к еврейской хасидской мудрости: «Предводитель народа должен заботиться о том, чтобы вывести народ из состояния деградации и привести к святости». Он добавляет, что путь к святости — это выход перед народом, а не плетение позади, необходимо вести людей, а не только смотреть назад, уточняя, что они хотят.
Но, несмотря на решительность и готовность Пинхаса, Всевышний предлагает в качестве лидера другую кандидатуру — Иехошуа бин Нуна (Иисуса Навина). Того, кого характеризуют в Библии (Тора, глава 27) как человека, в ком есть душа: как он понимает свою душу, ее нужды и место святости в ней, так он сможет понять и других. В итоге мы учим, что лидер, ведущий народ к святости, должен быть в первую очередь человеком, должен быть готовым выйти перед народом, задать направление в развитии и постараться понять его нужды.
Этим летом мне предстоит принять участие в лекториях для молодежи «НеЦеР». Уже второй год я смогу помочь и тем, кто сегодня учится в Институте Современного Иудаизма и кто в будущем планирует стать раввином. Собираюсь поговорить с ними о выборе, который сделал Всевышний, предпочитая не ревность Пинхаса, а скорее, дух Иехошуа. Среди разных советов и уроков, которые получил я в свое время как духовный лидер, был совет помочь общине прийти к пониманию святости. И это действительно одна из задач лидера — помочь найти как путь, так и понимание того, что для нас, для наших предков и для наших потомков свято.
Главный раввин РООПИ в Беларуси Григорий АБРАМОВИЧ