Сегодня достаточно часто дискутируют по поводу того, должен или нет общественный и религиозный деятель быть вовлеченным в политику. Безусловно, есть законы страны и уставы религиозных и общественных объединений, которые определяют права и обязанности, но дискуссии строятся нередко на конкретных ситуациях.
Через неделю, 30 апреля (18 ияра по еврейскому календарю), — день Лаг ба-Омер, или 33-й день Омера. Период Омера — это время, когда ежедневно, от второго дня праздника Песах (Пасха) до праздника Шавуот (День дарования Торы), приносили сноп в Иерусалимский храм. С разрушением храма эта заповедь видоизменилась — сноп больше не приносят, но считают каждый день от праздника физической свободы от рабства до праздника духовной свободы. И, увы, этот период не самый радостный в календаре. Мы вспоминаем о гибели 24 тысяч учеников мудреца и раввина Акивы. Кроме того, на этот период выпадают и две современные даты — День памяти Холокоста и героизма и День памяти павших солдат. Правда, в это же время мы отмечаем и День независимости Израиля, и упомянутый Лаг ба-Омер, и День Иерусалима. К слову, последний отмечается в Минске на уровне межконфессиональной дружбы и диалога и в этом году состоится 10 мая.
Но вернемся к памяти об учениках раввина Акивы. По первой версии, изложенной в Талмуде III—V вв. (трактат Йевамот 62), погибли они, не уважая и не слушая друг друга. Там же даже упомянуто несколько болезней, которые могли погубить их. Но есть и другая версия — у рава Шриры Гаона, жившего в X веке. Он говорит, что ученики погибли в сражениях за свободу страны против захватчиков Рима. Интересно, что их предводителя Бар Кохбу раввин Акива называл чуть ли не мессией, спасителем, что вызывало споры среди других мудрецов — мол, нужно ли было давать такое определение и вообще настолько углубляться в политику столь известному мудрецу. С учетом того что со временем война была проиграна и это привело как к гибели Бар Кохбы, так и раввина Акивы, эти вопросы по-прежнему актуальны.
Однако данные события относятся к II веку. А я предлагаю взглянуть на события ХХ века, участником которых стал наш с вами соотечественник из Волковыска Зерах Вархафтиг. Именно он, будучи юристом, раввином и человеком с хорошим образованием, смог убедить дипломатов посольств Японии и Нидерландов Тиунэ Сугихара и Яна Звартендейка выдать евреям, в том числе и ученикам знаменитой иешивы в Мире, визы, что помогло им избежать верной гибели. С учетом того что Япония и Германия были в альянсе, остается только догадываться, как он это сделал. И не только это. Он один из тех, кто подписывал Декларацию независимости Израиля, разрабатывал закон о возвращении в это государство в 1950-х, работал в израильском министерстве по делам религий. Но и на этом не заканчивается общественная и политическая карьера нашего соотечественника. В 1960-х он был в команде подготовки визита в Израиль Папы Римского, договаривался с общинами христиан и мусульман в Иерусалиме по ряду непростых, но важных вопросов. Прекрасный юрист, раввин, муж и отец, он не лез в политику без намерения быть полезным для своего народа и страны.
26 апреля мы как община уже в восьмой раз проведем молитву памяти (в том числе онлайн) о погибших ликвидаторах последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Сегодня, спустя 35 лет после катастрофы, это уже не кажется чем-то новым. Но в свое время мне как раввину пришлось столкнуться с непониманием и большим количеством вопросов: зачем это нужно, кто из евреев погиб во время аварии на ЧАЭС, не является ли это больше политикой, чем молитвой? Отвечая на эти вопросы, я сказал, что, изучая историю и поддерживая церемонии памяти и молитвы, мы не лезем в политику. Но если мы к чему-то и призываем, так к тому, чтобы уроки нашей истории дали нам мудрость, наставление и благословение.
Главный раввин РООЦИ в Республике Беларусь Григорий АБРАМОВИЧ, «Народная газета» (sb.by)
Похожие статьи
Оставить комментарий