В домах евреев всего мира 24 декабря вечером (25-го кислева) вспыхнет первая свеча в честь праздника чуда и света Ханука. Свечи будут по очереди зажигаться в каждый из восьми дней праздника. В первый день загорается одна свеча, в последний — все восемь. Это делается для прославления чуда, которое произошло с предками евреев Маккавеями из рода Хасмонеев — они боролись и победили, отстаивая свое право на веру. Именно они освободили Храм от скверны.
Сразу после зажигания свечей читается небольшой текст из Талмуда (Трактат Софрим) – «hа-нерот hа-лалу»: «Эти свечи мы зажигаем в память о чудесах явных и скрытых… Ханукальные свечи святы, и не имеем мы права пользоваться их светом для освещения, но можем лишь смотреть на них, чтобы воздать хвалу и прославление имени Твоего за чудеса явные и скрытые и за спасение Твое».
Принимая во внимание тот факт, что Талмуд был завершен к V веку нашей эры, мы можем предположить, что эта фраза звучит в домах евреев уже более пятнадцати веков. Но было бы неверно считать, что святость, которым наполнен праздник, всегда свершается только так.
В другом месте Талмуд (трактат «Авода Зара») утверждает, что в освобожденном Макковеями Храме, новая менора первоначально была железной. И лишь впоследствии ее удалось заменить сначала — на серебряную, а затем — на золотую.
Открывая книгу Маккавеев (глава 4) мы видим, что эти храбрецы не только малочисленным войском победили армию многочисленного врага, но также соорудили в Храме новый жертвенник. Его освящение проходило в Иерусалимском Храме восемь дней. Поэтому народ Израиля решил, чтобы «дни освящения жертвенника были празднуемы с весельем и радостью, в свое время, каждый год восемь дней…»
А средневековой книге «Мишне Тора» мы встречаем ту же историю, но уже написанную несколько другими словами: «И когда одолели евреи своих врагов и победили их — это было 25 кислева. Вошли они в Храм и нашли только один сосуд чистого масла. В нем масла оставалось только на один день горения, но его хватило на восемь (чудесным образом! прим.мое)».
Подготавливая со своей супругой Ириной для «Авива» эту статью, мы обнаружили множество источников, говорящих о важности и святости дней Хануки. Они описывают этот праздник по-разному. Однако расхождения в историях разных источников не отменяют святости и значимости для евреев Хануки. Хотя, кому-то важно чудо, которое заключается в том, что масла для меноры хватило вместо одного на целых восемь дней. Кто-то отмечает, что жертвенник Храма был восстановлен и освящен в течение восьми дней, как и во времена царя Соломона. А еще кому-то важны детали истории: как Макковеи победили, из чего была сделана менора и когда Ханука приобрела статус праздника.
Все перечисленное не умаляет святости Хануки, а лишь добавляет света в нашу историю о чуде, которой более двух тысяч лет. Пусть же разночтения, разные толкования текстов священных книг, которые мы получили от наших предков, принесут в дом каждого еврея мир, разнообразие и гармонию!
Григорий АБРАМОВИЧ, главный раввин РООПИ в Беларуси
P.S. Приглашаем всех на большой Ханукальный концерт, который состоится 25 декабря в 19.00 в Белорусском государственном академическом музыкальном театре (Минск, улица Мясникова, 44).
Билеты можно приобрести по адресу: улица Веры Хоружей, 28, каб.402 (СБЕООО) и в других еврейских организациях Минска.
Стоимость билетов от 5 до 9 рублей.