Беседа с духовным руководителем Иудейского религиозного объединения в Республике Беларусь Мордехаем Рахинштейном
О еврейской общине Белоруссии как-то мало пишут и говорят. Мало, почти нет, там скандальных событий, выносящих еврейские имена участников в топы новостей. Но ведь Республика Беларусь – одна из немногих стран Восточной Европы, где жива не только память о Холокосте, оборвавшем многовековую еврейскую историю, но и довольно населенные общинные центры и синагоги. Недавно в республике был избран главный раввин. У кого же, как не у него, спросить, как живут евреи в этих краях.
– Скажите, раввин Мордехай, что сегодня представляет собой белорусское религиозное еврейское сообщество?
– Если говорить о ситуации в религиозном еврействе в Белоруссии в целом, то можно отметить самые активные общины, где более или менее налажена религиозная инфраструктура. В Минске это община «Бейс Исроэль» и центр «Лех Леха» при Иудейском религиозном объединении, где собирается молодежь. Есть сильные общины в Могилеве, Гомеле и Витебске. Посланцы «Хабада» находятся сегодня в Бресте, Гродно, Могилеве, Минске и Бобруйске. Сильнейшая община в Пинске, которая не входит ни в одно объединение. Там имеется единственная в Республике Беларусь частная еврейская школа-интернат с великолепными условиями.
– Что это вообще такое – главный раввин страны?
– Должность, на которую я избран, называется главный раввин Иудейского религиозного объединения в Республике Беларусь. Это объединение ортодоксального, так называемого «литовского» иудаизма. Есть и другие объединения, например, «хабадское», правда, в них нет главного раввина. Если шире говорить о позиции главного раввина страны, то она есть лишь в нескольких европейских странах. Есть такая должность и в Израиле. Там назначаются два главных раввина – ашкеназский и сефардский. Это очень уважаемые известные люди, но их никто не считает главными религиозными авторитетами. Это, скорее, такие чиновники Министерства по делам религии, возглавляющие структуры официальных раввинатов и раввинских судов, ведающих вопросами кашрута, гражданского состояния и тому подобными вещами. В диаспоре, я думаю, статус главного раввина страны или объединения общин главным образом зависит от того, насколько евреи признают его духовным авторитетом. Поэтому в каждой стране он позиционируется по-разному.
– Значит, в Белоруссии не как в Англии – один главный – и не как в России – два? «Хабад» и реформисты вне вашего подчинения?
– У «Хабада» в Белоруссии, как и почти везде, свое объединение общин, но, повторяю, у них нет главного раввина. Ну, а реформисты – они не могут быть «нашими» по определению. Ортодоксы и реформисты – это как Китай и Тайвань.
Беседовал Виктор ШАПИРО, «Еврейская панорама»