Последние дни декабря… Это тот период, который не может пройти незамеченным. Даже те, кто никак не отмечает Новый год, так или иначе окажутся рядом с процессом подготовки к этому радостному событию. С приходом в наш мир газет, телевидения и интернета мы становимся свидетелями и участниками происходящего, и от всего этого непросто отгородиться. И все же подготовка к событию — это не только хлопоты, ожидания и предвкушения, но еще и обсуждения, а порой и споры.
Двадцать первый век среди прочего задает вопросы о целесообразности обычаев предыдущих веков, в том числе это касается и новогодней елки. Много уже было сказано о том, как украшение дерева стало частью праздника, но сегодня среди обсуждений — и вопросы сохранности природы. Споры о том, что, срубая ель, мы уничтожаем лес, выбросив эту часть нашего праздника по его окончании, переходят в споры о неприятии искусственных деревьев. И есть еще один вопрос. Ни сторонники, ни противники новогодних деревьев, будь то по экологической или религиозной причине, почти не обсуждают вопроса о посадке дерева в зимний период. А ведь есть деревья, которые при соответствующем уходе приживутся, даже если их посадить в декабре. К ним относятся также ель и сосна, которые активно вырубаются в этот период.
Через три недели после наступления 2019 года, 20 января, по еврейскому календарю начнется Ту би-Шват — Новый год деревьев. Долгое время, около четырех веков, традицией этого дня было вкушение плодов деревьев, особенно тех, которыми славится земля Израиля. Но 110 лет назад Еврейский национальный фонд и Союз учителей в Израиле установили ежегодный обычай сажать деревья, чтобы в Новый год деревьев не только брать от природы ее плоды, но и что-то дать ей. Можно было бы подумать, что посадка деревьев имела, скорее, задачу озеленить пустыни или болота в Израиле. Но не стоит забывать, что в XIX веке учителем одного из инициаторов ежегодной посадки деревьев в их Новый год был раввин из белорусских Ружан Мордехай Яффе. И на тот момент, и сегодня идея возрождения и заботы о природе со стороны человека имела и имеет глубокий духовный аспект.
Следуя достаточно современному убеждению, — как встретишь Новый год, так и его проведешь, стоит задуматься не только о том, что мы готовы пожелать, получить, взять, но и о том, что мы можем выполнить, дать, чем помочь. И тогда это время станет не только вырубкой, а и посадкой деревьев, не только внешними декорациями, а и красотой души и наших поступков. Иногда нужно подумать и придумать, как из многовекового обычая радости от сверкающего дерева сделать дерево жизни с корнями из прошлого и листьями, тянувшимися к будущему, привнеся в этот мир новый росток добра.
Григорий АБРАМОВИЧ, главный раввин РООПИ Беларуси, «Народная газета» (sb.by)