27 апреля 1866 года, в Гродно родился один из самых известных в мире живописцев и театральных художников Леон Бакст. Его отец Израиль Самуил Барух Розенберг, коммерсант средней руки, назвал сына Лейб Хаим
Вскоре после рождения сына семья переехала в Санкт-Петербург. Там жил богатый дедушка по материнской линии, весьма успешный портной.
Лейб учился в одной из лучших гимназий города. Он увлекался литературой, запоем читал книги. Вместе с тем довольно рано у ребенка стала проявляться страсть и незаурядный талант к рисованию. Отец, ортодоксальный еврей, считал увлечение Лейба живописью делом богопротивным. По его мнению, профессия художника обрекала сына на нищее существование. Однако мальчишеское увлечение стало для Лейба целью всей его жизни. Со временем отец смирился с этим, более того, через общих знакомых он обратился за авторитетным суждением к известному скульптору Марку Антокольскому. Рисунки юноши заслужили похвальный отзыв мастера, и по его рекомендации в 1885 году Лейба Розенберга приняли в Академию художеств.
Первое время юный студент учился с большим усердием. Огромное влияние на его творчество оказал Валентин Серов. Знакомство с ним переросло в дружбу. Профессора Академии художеств придерживались классических канонов живописи, Лейб же увлекался новейшими направлениями европейского искусства. Это послужило причиной того, что после четырех лет учебы в Академии художеств он бросил ее.
Уже ранние работы Лейба Розенберга привлекали внимание искусствоведов. Заметной вехой в его творчестве стала первая персональная выставка, которая состоялась в Санкт-Петербурге в 1889 году. В это же время молодой художник взял себе псевдоним Леон Бакст (укоротил фамилию своей бабушки — Бакстер).
Как любого художника, Леона Бакста тянуло в Париж — Мекку мировой живописи того времени. В 1893 году он отправился туда, где продолжил свое образование в известной Академии Жюлиана. Огромное впечатление на молодого художника произвело творчество импрессионистов.
Жизнь в Париже складывалась непросто. Приходилось зарабатывать продажей картин, которая большого дохода не приносила. Леон писал приятелю: «До сих пор я бьюсь за то, чтобы не покинуть Париж. Продавец моих картин нахально забирает гроши за мои лучшие этюды».
Прожив шесть лет в Париже, Леон Бакст возвращается в Санкт-Петербург. Он сближается с Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым, собравшими вокруг себя кружок молодых талантливых художников, исповедовавших новые идеи. Леон Бакст становится активным участником общества «Мир искусств», выпускавшего одноименный журнал. Его редактором был Сергей Дягилев, а художественный отдел возглавил Леон.
Неутомимая жажда творчества дала свои результаты. Благодарный отклик ценителей живописи вызвала коллекция великолепных работ, созданных Бакстом. Его кисти принадлежат портреты Александра Бенуа, Сергея Дягилева, Исаака Левитана, Зинаиды Гиппиус, Андрея Белого, Айседоры Дункан, Иды Рубинштейн и других видных деятелей культуры. Эти полотна с успехом экспонировались на выставках в Санкт-Петербурге и международных вернисажах. Они принесли Леону Баксту известность. Искусствоведы признали его одним из крупнейших художников-портретистов ХХ столетия.
Незаурядный талант Леона Бакста проявился и в его первой театральной работе. Всеобщее восхищение вызвало оформление им балета «Фея кукол», поставленного в Мариинском театре в 1903 году.
Леон Бакст много и плодотворно работал. Известного художника пригласили в качестве учителя к детям великого князя Владимира Александровича. На него обратили внимание коллекционеры. Появилось много заказов, в том числе и от императора Николая II. Картины Леона Бакста приобрел миллионер Павел Третьяков, собиратель русской живописи, создавший свою знаменитую галерею. Бакст был также прекрасным книжным иллюстратором.
В этот период произошли перемены и в личной жизни художника. Он познакомился и полюбил дочь Павла Третьякова — Любовь Павловну. Однако ее отцу, известному меценату и коллекционеру, не нравилось еврейское происхождение художника. Ради своей любви Бакст перешел в христианство. В 1907 году у пары родился сын Андрей. Но брак был недолгим. Через два года супруги расстались, после чего Леон возвратился в иудаизм и до конца жизни соблюдал еврейские традиции.
Несмотря на широкую известность, Бакста как еврея в 1910 году высылают из Санкт-Петербурга. Он уезжает в Париж и во французской столице возобновляет тесное сотрудничество с Сергеем Дягилевым. Становится креативным театральным художником, участвует в оформлении знаменитых «Русских сезонов» прославленного мецената. Апофеозом творчества Леона Бакста стали выполненные им невероятной красоты декорации и великолепные сценические костюмы для балетов «Шахерезада», «Дафнис и Хлоя», «Клеопатра», «Жар-птица», «Нарцисс», «Карнавал», «Послеполуденный отдых фавна».
Знаменитый сценограф оформлял спектакли не только в Париже, но и в Лондоне, и в Риме. Каждая его работа очаровывала и завораживала зрителей своими красками и экзотическими образами. В них он стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное, фантастическое зрелище, которому аплодировал Париж. Александр Бенуа отмечал: «В этой области Леон Бакст с первых шагов занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным».
В России художник бывал только наездами. Во время одного из них Академия художеств удостоила его почетного членства, что давало ему право жить в Санкт-Петербурге. Бывая там, Леон Бакст преподавал в частной школе живописи Е. Н. Званцевой. Среди его учеников был Марк Шагал.
Одна из страниц творческой биографии Леона Бакста связана с Соединенными Штатами Америки. В начале 1920-х годов он приехал в Нью-Йорк и вскоре органично вписался в театральную жизнь города. Он успешно сотрудничал с труппой знаменитой балерины Иды Рубинштейн и оформил балет «Иштар», где она исполнила главную партию. Как декоратор Леон Бакст создал серию эскизов, декораций и сценических костюмов и для других театров. И каждый раз он изумлял нью-йоркских зрителей своим особенным стилем.
Леон Бакст был активным участником выставки в Нью-Йорке, проходившей с 23 января по 4 марта 1923 года в залах престижного Бруклинского музея. На ней экспонировалось большое количество сценографических работ художника. Всеобщее восхищение любителей изобразительного искусства вызывали произведения Леона Бакста, которые демонстрировались на выставке «Русское искусство», проходившей в марте 1924 года в помещении Grand Central Palace в Манхэттене.
После нескольких лет жизни в США Леон Бакст вернулся в Париж. У него было большое количество заказов. Ему приходилось напряженно работать до полного изнеможения. В результате переутомления его сердце не выдержало, и Леон Бакст скончался 27 декабря 1924 года. Весь театральный Париж провожал в последний путь великого сценографа. Он был похоронен на кладбище Батиньоль.
Давид МЕЛЬЦЕР, «Еврейский мир», США