В этом году Рош а-Шана празднуется 3 и 4 октября. По лунному календарю, принятому в Израиле, в ночь с воскресенья на понедельник приходит 5777-й Новый год
Этот день является Днем Суда, когда мы взвешиваем свои поступки, просим у Всевышнего прощения за содеянное и трубим в шофар (рог), чтобы пробудить сердце к раскаянию.
Среди блюд, которые мы вкушаем в этот праздник, есть и те, которые не требуют особых приготовлений, хотя они имеют глубокое значение. Например, окунать яблоко в мед, и, перед тем, как съесть его, пожелать друг другу доброго и сладкого года.
Трудно сказать, когда появился этот обычай. Придание философского смысла тем продуктам, которые мы едим на Новый год, встречаются в Талмуде. Это где-то III — V века нашей эры. Но, как обычай, это яство описано в кодексе «Арба Турим» раввина Якова бен Ашера (XIV век) – яблоко, как предвестник хорошего, крепкого года; мед, как надежда и символ сладкого, приятного и спокойного наступающего года.
Однако, разрезанное яблоко быстро портится. Яблоко же в меду может храниться довольно долго. Обычаем перед вкушением макать яблоко в мед мы намекаем Всевышнему о необходимости «смазать» нас медом. Этим мы просим сладкой защиты, чтобы показать, что можем быть лучше.
Но что первично в этом обычае — яблоко или мед? Это для нас не главное. Важнее, чтобы все знали, что мы несовершенны, хотя и стремимся к лучшему. Или, каким бы «яблоком» мы не были, Всевышний «подсластит» нас медом милосердия. Но радунский раввин Исраэль Меир, более известный как Хафец Хаим, в своем труде «Мишна Брура» пишет следующее: «Поскольку мы окунаем яблоко в мед, то основным продуктом считается яблоко, на которое мы и произносим благословение»
Желая всем, чтобы наступающий год был и хорошим, мы его «подслащиваем» медом. Хотя, мед трудно добывается. Пчела, которая руководствуется грешными мыслями человека, может вместо меда принести и яд.
Сладость понимания и поддержку близких, как защиту и милосердие Всевышнего, надо заслужить своими поступками.
Пусть же мы будем достойны этого! Шана Това!
Григорий АБРАМОВИЧ, главный раввин РООПИ в Беларуси