К началу войны в Витебске проживало 180000 человек, из них более 37000 евреев.
26 июня Витебск освободили от немецко-фашистских захватчиков. Именно в этот день в 1944 году для 118 выживших витебчан закончился ужас оккупации, длившейся почти три года. Среди уцелевших горожан не было ни одного еврея.
С первых дней войны фашистами был введен в городе «новый» порядок, за которым скрывался режим насилия и террора. Менее чем через неделю по¬сле начала оккупации, 17 июля 1941 года, появились объявления об обязательной регистрации еврейского населения. Кроме того, был издан приказ, по которому все евреи должны были переселиться на правый берег Западной Двины в район бывшего клубы металлистов. Тех, кто не являлся к местам сбора добровольно, гитлеровцы выгоняли из их домов и квартир силой. Предположительно в гетто согнали 13000 евреев.
Территория для изолированного проживания представляла собой квартал, ограниченный улицами Вокзальная, Верхне-Набережная, Богоявленская и Нижне-Петровская (нынешние — Набережная, Ильинского, Кирова, Комсомольская, Энгельса).
С октября 1993 года на месте Витебского гетто, возле Клуба металлистов, стоит памятный камень с текстом:
«Здесь будет установлен мемориальный знак в память узников Витебского гетто, жертв фашистского геноцида в 1941-1944 гг.»
В начале 2000-х годов было принято решение об увековечении памяти несколько десятков тысяч невинно убиенных евреев Витебска. Городские власти пришли к выводу, что если и дальше игнорировать факт уничтожения витебчан еврейской национальности — значит идти против исторической правды, совершать преступление перед будущими поколениями.
18 лет назад был принят проект скульптора Ивана Казака. Тогда же монумент изготовили в полном масштабе, но не установили. Памятник так и остался стоять в мастерской скульптора.
«Тогда многое не сложилось, и теперь, по прошествии времени, благодаря поддержке председателя Витебского областного Совета депутатов Владимира Терентьева, я вернулся к этому проекту. Замысел остался прежним, только после консультаций с раввином пришлось внести поправки в отдельные элементы», — рассказал нам Иван Казак.
Памятник представляет собой трехстороннюю стеллу с множеством безликих человеческих фигур, которые только напоминают людей – на самом деле, это – тени: их очертания нечетки, лишены правильных анатомических форм. В центре скульптуры – стилистическое изображение дерева без коры.
«Насколько позволял рост человека, кора на деревьях на территории гетто была ободрана. Люди становились один на одного, чтобы дотянуться до коры, которая осталась выше. А внизу стояли в отчаянии с протянутыми руками голодные дети. Худые, белые руки хватали последние кусочки коры», — пояснил Иван Владимирович.
На самом верху стеллы установлена минора — семисвечник, который является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. Кроме того, на памятнике будет изображена звезда Давида и медаль праведникам мира, на которой выбито еврейское изречение:
«Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир».
По словам раввина Витебска Малкиэля Горгодзе, скульптурная композиция увековечит память жертв Холокоста:
«Иудейские памятники, изготовленные в строгом соответствии с канонами, выглядят иначе, нежели христианские. Прежде всего, еще в Ветхом Завете говорится о недопустимости любого изображения человеком людей — это право есть только у Бога.
Конечно, в современном мире этот запрет выглядит слишком строгим. Однако скульптор согласился с нашими доводами и внес некоторые изменения в проект монумента. В частности, появилась дополнительная драпировка, которая закрывает отдельные части фигур».
Как пояснил Иван Казак, после того, как памятник будет окончательно готов, его установят на улице Энгельса (возле бывшего клуба металлистов). Возможно, это произойдет в следующем году.
Светлана ВАСИЛЬЕВА, «Витебский курьер» (vkurier.by)