Заканчивается строительство второй очереди мемориального комплекса «Тростенец». Ее откроют через месяц
Место возведения второй очереди мемориального комплекса — урочище Благовщина, где проходили массовые расстрелы и захоронения узников тростенецкого концлагеря. С его архитектурными и стилистическими решениями познакомилась корреспондент «Рэспублікі».
По количеству уничтоженных в нем людей концлагерь был четвертым в Европе и самым крупным на территории бывшего СССР. Неудивительно, что и территория нынешнего комплекса занимает значительную площадь и состоит из нескольких частей. Дорога памяти и монумент «Врата Памяти», выполненные в первую очередь, доступны для туристов уже почти три года. Через месяц откроют для посетителей и кладбище в Благовщине.
Свечи на площади
Могилы-рвы, в которых, по самым скромным подсчетам, покоятся останки 150 тысяч человек, расположены примерно в полутора километрах от трассы М-4. Раньше, чтобы добраться туда, следовало продираться через настоящие заросли, «сдобренные» мусором, — сказывалась близость полигона бытовых отходов.
Сейчас границы могил-рвов установлены совершенно точно благодаря предоставленным Германией планам концлагеря 1943 года, а также работе наших исследователей и археологов. Ведет к ним «Последний путь», который, по задумке архитекторов, передает всю глубину ужаса и несправедливости, произошедших здесь с местными жителями, военнопленными, евреями Минского гетто и других городов восьми стран Европы.
Проект «Последний путь» разработан УП «Творческая мастерская архитектора Левина Л.М.».
Свернув с трассы М-4, мы попадаем на бетонную дорогу, которая упирается в круглую площадь. Это площадь Жизни — таковой она представлялась людям, которых привезли сюда якобы для работы. Отправляясь на новое место, они взяли с собой вещи, документы, фотографии родных, золото и драгоценности. Опоры освещения здесь стилизованы под свечи.
Свинец в деревьях
Дальнейший путь лежит через залы памяти «Вагон». Эта композиция имитирует вагоны грузового поезда, в каких везли людей. Бетонные сооружения отделают в цвет вагонов и снабдят подсветкой — красной изнутри и белой, имитирующей освещение на железной дороге, снаружи. Выйдя из вагонов, посетители попадут на площадь Парадокса — как символ парадокса войны. Здесь к узникам концлагеря приходило осознание, что вовсе не для жизни привезли их в сосновый лес, а на погибель. Площадь Парадокса вымощена красной брусчаткой, намеренно неровной — чтобы показать, как нелегко было идти по ней изможденным, ослабевшим узникам. Дальше дорога ведет к площади Смерти, которую зальют черным бетоном. Непосредственно за ней и начинается кладбище Благовщина — 34 рва-могилы длиной до 70 метров, шириной 5 метров и глубиной около 5 метров. Подведенных к ним людей выстраивали в шеренгу и расстреливали очередями, каждый ярус из тел немного присыпали землей, утрамбовывали бульдозерами — и так до тех пор, пока яма не наполнится…
— Некоторые деревья нам пришлось убрать и увезти на пилораму. Так вот все они были напичканы свинцом, — вспоминает Василий Тибеж, заместитель главного инженера ГП «Гордорстрой», заказчика строительства мемориального комплекса.
Средоточие скорби
— Вход на кладбище подчеркнут пилонами, которые символизируют оторванность от земли и реальности. Их нижнюю часть облицуют нержавеющей сталью, которая будет отражать окружающую действительность и создавать впечатление иллюзорности. Эффект усилит светодиодная подсветка, направленная вниз и вверх, — будто пилон горит белым пламенем. Верхнюю часть покроют специальной штукатуркой, имитирующей сожженное дерево. Дело в том, что перед отступлением фашисты пытались замести следы своих злодеяний: они откапывали тела и складывали их на рельсы вперемежку с деревянными балками, обливали горючей смесью и поджигали. Долго над урочищем Благовщина курился жуткий черный дым и стоял запах гари… — Анне Аксеновой, главному архитектору проекта «Мемориальный комплекс «Тростенец», научному руководителю объекта, пришлось досконально ознакомиться с его историей.
Кенотаф и яблоневый сад
Впрочем, все 40 гектаров территории Благовщины — это мемориальный парк, поскольку в любом его месте могут быть найдены человеческие останки. Те, которые попались рабочим во время земляных работ, перезахоронят.
Лес, окружающий кладбище, пестрит табличками с именами и даже фотографиями — так увековечили память погибших здесь родственников австрийцы. Имена многих известны: педантичные немцы составили точные списки привезенных из Европы узников концлагеря.
По задумке архитекторов, пилоны должны спиралью закручиваться в более высокий элемент кенотаф (надгробие без могилы) — общий памятник погибшим здесь людям в виде четырех стел, символизирующих части света и окружающих черный куб из полированного гранита.
— Сейчас выполняются работы по наружному освещению, архитектурной подсветке залов памяти «Вагон», озеленению и благоустройству территории. Буквально на следующей неделе зальем белым бетоном площадь Жизни и приступим к отделке вагонов, — делится ближайшими планами Василий Тибеж.
В перспективе планируется создание информационного центра, который предоставит исчерпывающую информацию о комплексе, и возведение кенотафа. Кроме того, в Благовщине собираются высадить яблоневый сад в память об уничтоженных здесь детях и создать ландшафтную композицию «Потерянное время» в виде часов, обрамленных плакучими ивами. Не исключено также, что в будущем две части мемориального комплекса «Тростенец» соединит пешеходный мостик над трассой М-4.
Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ, «Рэспубліка» (sb.by)