Зажигание свечей было приурочено к открытию персональной выставки белорусского живописца Юрия Крупенкова «Страницы памяти. Мое местечко», посвященной знаковому событию — Международному дню памяти жертв Холокоста.
— В эти дни проходит множество мероприятий как международного, так и регионального уровня,посвященных этой печальной дате, — говорит директор галереи «Университет культуры» Марина Татаревич. — Широко отмечается этот день и в Республике Беларусь.
Церемония началась с маленького театрализованного представления. Дети разных возрастов показывали и рассказывали, как страдали и умирали их ровесники в фашистском гетто. Спектакль, поставленный Натальей Соловьевой, растрогал всех без исключения.
А затем наступил час возжигания свечей. Шесть свечей на памятной меноре зажигали известные в стране люди — депутаты, художники, ученые, представители международных и общественных организаций. В том числе глава департамента общественной информации ООН в Беларуси Виктор Радивиновский и бывший малолетний узник Минского гетто Яков Кравчинский, которому вместе с матерью в 1943 году удалось бежать в партизанский отряд.
Шесть свечей символизируют шесть миллионов евреев — взрослых и детей, — зверски замученных фашистами в годы Второй мировой войны.
— Это волнующий, очень трогательный момент, — говорит председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрей Савиных. — Мы должны помнить об этих жутких, леденящих кровь событиях для того, чтобы такая трагедия никогда больше не повторилась. При этом я хотел бы напомнить о том, что наши отцы и деды — граждане единого в ту пору Советского Союза — объединились в борьбе с фашистской гадиной и уничтожили эту заразу на корню, не дав ей распространиться на новые страны и континенты. Я считаю, что наши деды и отцы — творцы Великой Победы — позволили нашим поколениям сегодня жить в мире и благополучии. Низкий поклон им за это!
А заместитель председателя Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Тенгиз Думбадзе чуть не расплакался в конце своей эмоциональной речи:
— Я как журналист объездил 120 стран и с сожалением вынужден сказать: самый страшный в истории человечества двадцатый век многих ничему не научил. Я горжусь тем, что мы живем на белорусской земле, где, слава Богу, никто и никогда не будет размахивать коричневым знаменем фашизма, потому что каждый третий погибший — это наша общая боль. Я призываю весь мир брать пример с наших народов и жить правильно, не забывая прошлое. И пусть Всевышний пошлет нашим народам, нашим деткам, которые так красиво сегодня демонстрировали свою страшную, трагическую историю, — чтобы, когда эти дети вырастут, мир стал хотя бы чуточку добрее.
Церемония зажжения свечей плавно перетекла в открытие выставки. Из представленных на ней двух десятков полотен примерно половина — идиллические воспоминания о довоенной жизни в еврейском местечке, а остальные — грандиозный реквием по жертвам Холокоста. Скорбное шествие в гетто, мальчик, чудом выбравшийся из расстрельной ямы, мертвый скрипач с изувеченной скрипкой в руках… И как катарсис, как крик — две еврейские свадьбы, два еврейских местечка, из которых одно вместе с домами, деревьями, козами, гусями и собаками возносится на небо, а другое, как волшебный град Китеж, тонет в пучине.
— Я особенно рад, что доцент нашей академии Юрий Георгиевич Крупенков показывает здесь свои уникальные произведения, — говорит ректор Белорусской академии искусств Михаил Борозна. — Мы знакомы с ним так давно, что наши головы посеребрились. Но главное, я благодарен этому человеку за то, что его творчество ясно и понятно не только по форме, но и по идеям, которые в нем воплощены. Создавать такое понятное, теплое, надрывное искусство очень и очень непросто. Вы как ученик Мая Вольфовича Данцига очень ответственно относитесь к тому дару, который вам дан свыше.
А вот что сказал видный художник-реалист, заслуженный деятель искусств Беларуси Владимир Уроднич:
—Считаю, что Юрий Георгиевич Крупенков сформировался как мастер тематической фигуративной картины, основанной на реалистической традиции. И сформировался он в рамках нашего объединения «Традиция», которое я возглавляю и в котором он имеет честь состоять. Считаю, это очень высокий уровень, безотносительно к акцентам, проставленным самим временем. В его искусстве еврейская культура предстает как важнейшая часть белорусской культуры, и об этом мы наконец-то можем говорить без всякого стеснения. Ведь были времена, когда о еврейской культуре говорилось с какой-то ужимкой. А сейчас настало время, когда мы можем говорить о ней совершенно свободно, без ужимок и запятых.