Два месяца назад в центре Бреста обнаружили останки расстрелянных узников гетто. Человеческие кости и черепа поднял ковш экскаватора во время строительства «Прибужского» квартала. Жилой комплекс возводят в квадрате улиц Советской, Дзержинского, Куйбышева и проспекта Машерова. В конце января к работе на площадке приступили бойцы 52-го отдельного специализированного поискового батальона Минобороны. Из расстрельной ямы они подняли останки 1214 человек.
Строительная площадка обнесена металлическим забором. По периметру высятся многоэтажки. В годы войны это была территория гетто, где содержались от 20 до 27 тысяч евреев. Большинство из них нацисты расстреляли на Бронной горе недалеко от Березы. Многих убили прямо в гетто.
— Когда начинались строительные работы, мы предполагали, что здесь могут лежать останки узников гетто. И этот вопрос отдельно обсуждался с застройщиком. Но никто и предположить не мог, что их окажется настолько много. Даже представители еврейских общин, которые ведут активную научную деятельность, полагали, что захоронение находится в другом месте, — говорит председатель Брестского горисполкома Александр Рогачук.
Человеческие кости и черепа строители обнаружили 17 января. Уже на следующий день горисполком обратился в Минобороны с соответствующим письмом. В ведомстве отреагировали мгновенно: в Брест вне очереди направили личный состав специализированного поискового батальона. Работы возглавил старший лейтенант Дмитрий Каминский:
— Всего были задействованы 14 бойцов поискового батальона. Какие сложности возникли? Разве что погодные условия были сложные. А в остальном… Для нас это привычная работа, которой мы занимаемся постоянно.
Дмитрий подводит итог двухмесячным раскопкам:
— Длина расстрельной ямы 40 метров, ширина — четыре. Обнаружены останки 1214 человек. Остальная территория застройки также проверена. Других захоронений нет.
Человеческие кости находили на глубине от полутора до двух метров. Во многих черепах были дыры от затылочных огнестрельных ранений. Судя по положению останков, родители до последнего пытались защитить своих детей от смерти:
— Мы нашли скелет, начали его поднимать, а под ним был детский. По тазу установили, что останки принадлежат женщине. Она пыталась закрыть, заслонить своего ребенка…
Помимо человеческих останков, в яме находили фрагменты обуви, обрывки одежды. Дмитрий говорит, что лучше всего сохранились подошвы и кожаная обувь. Остальное за 77 лет превратилось в труху.
По сообщениям некоторых СМИ, на месте расстрела не были найдены гильзы. В связи с этим появилась версия, что людей нацисты расстреливали с чердака ближайшего дома. Каминский это предположение опровергает:
— Судя по всему, стреляли в упор. Рядом с местом захоронения мы нашли много 9-миллиметровых гильз. Часть находок передали в музей, но большинство просто рассыпались в руках.
Председатель Брестского горисполкома Александр Рогачук рассказал, что будет на месте расстрельной ямы:
— Захоронение не попадает под застройку. Ни один фундамент не будет возведен там, где погибли люди. Здесь не будет игровых площадок, парковок, чего-то подобного. Вероятно, обустроим зеленую зону с подвышенным бордюром, установим памятный знак. В мае останки будут перезахоронены в торжественной обстановке по всем канонам на Северном кладбище.
Павел ЛОСИЧ, фото Юрия МАКАРЧУКА, «Рэспубліка» (sb.by)
Похожие статьи
Оставить комментарий