Рабочая встреча Чрезвычайного и Полномочного Посла Государства Израиль Алона Шогама с городскими властями прошла в горисполкоме после церемонии перезахоронения останков узников гетто на Северном кладбище Бреста. На ней также присутствовали начальник Главного управления многосторонней дипломатии МИД Беларуси Лариса Бельская, руководитель Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин Владимир Черницкий, раввин Брестской иудейской общины Хаим Рабинович, председатель Брестского городского еврейского объединения «Бриск» Регина Симоненко, а также актриса и пародистка Елена Воробей и дочь известного брестского художника Владимира Губенко Наталья Левина, которая сегодня занимается разработкой памятного знака для брестского гетто.
Еще до начала встречи гости оживленно общались между собой и продолжили обмен любезностями уже в рамках официальной части. И даже пошутили на этот счет, обращаясь к Александру Рогачуку: «Вы, Александр Степанович, стали свидетелем редкого события: тут сидят пять евреев — и не спорят между собой». А спорить действительно было не о чем. Действия, которые предпринимают городские власти для сохранения исторической и трагической памяти еврейского прошлого Бреста, получили высокую оценку как от представителей общин, так и от дипломатов.
«Я уже говорил это на кладбище и готов повторить сейчас: соседние страны могут приехать в Брест и поучиться тому, как правильно сохранять эту трагическую память, но при этом продолжать развиваться в ногу со временем», — подчеркнул Алон Шогам.
По мнению дипломата, вопрос сохранения памяти о жертвах Холокоста часто перетекает в политическое русло, и это очень мешает принятию решений. «Эта проблема заботит целые парламенты, международные организации. Кто что скажет, кто что напишет — все волнуются за эти мнения. Но ведь проблема не политическая, она довольно проста: люди умерли на этой земле, их нужно похоронить. И когда еврей приходит на кладбище, он видит памятник погибшим. У нас есть такое понятие — закрытый счет. Души ушли на свое спокойное место. С этим закрытым счетом легче жить. Кладбище — оно не только для мертвых, но и для живых. Поэтому брестская модель будет взята нами за основу, чтобы мы на примере вашего города показывали другим странам, как правильно сохранять эту память», — сказал Алон Шогам.
Александр Рогачук еще раз напомнил гостям о имеющейся «дорожной карте» сохранения еврейского наследия (синагога, лапидарий, отдельный зал в музее и памятны знак в бывшем гетто), но по итогам встречи ее было решено скорректировать. Участники встречи согласились с тем, что неплохо было бы создать книгу памяти о жертвах Холокоста в Бресте. По словам Регины Симоненко, немцы оставили после себя ужасающий, но очень подробный архив о своих жертвах. Объем работы — колоссальный, но задача видится вполне выполнимой.
«Информации о том времени у нас действительно много, архивы потрясающие — сказала Регина Симоненко. — Мы знаем, кому принадлежал тот или иной дом, сохранились домовые книги, ипотечные книги. Но к этому нужно подготовить менталитет».
Лариса Бельская поддержала инициативу создания книги памяти, отметив, что МИД готов поддержать подобные проекты. Алон Шогам заметил, что в Израиле действует Международный институт по изучению истории Холокоста (при мемориале Яд ва-Шем), который 15 лет поименно устанавливает всех жертв этого геноцида. «Исследователи установили 4 миллиона 600 тысяч имен. Еще неизвестно около 2 миллионов 200 тысяч, большинство — как раз в этом регионе бывшего СССР. Цифры очень примерные, точное число никто не знает. Но если Брест благодаря книге памяти сможет дополнить этот список, это будет огромный вклад в историю Израиля», — сказал посол.
В рамках встречи была обозначена еще одна идея — наследие семьи Соловейчиков. Брестский раввин Хаим Соловейчик известен как создатель «школы брискеров» — новаторского метода изучения Талмуда. Он умер в 1918 году в Варшаве, но его сыновья — Ицхак и Моше — продолжили дело отца. Старший Моше — был раввином в нескольких местечках Белоруссии, а затем главой иешивы при семинаре Ицхака в Нью-Йорке. Младший Ицхак наследовал место отца на посту главы брестской иешивы и на должности брестского раввина, став впоследствии крупнейшим религиозным авторитетом в Израиле. Потомок династии Майер Соловейчик сейчас является раввином Нью-Йорка и имеет большой вес в иудейской общине. Как отметил Александр Рогачук, идея эта довольно свежая — ее нужно обдумать и, возможно, совместить с возведением лапидария.
Мэр Бреста также отметил, что строительство «Прибужского квартала» будет продолжено, но с большой осторожностью и тщательным подходом. «Это будет корректное строительство. Оно будет нескорым фактом: возможны замены инвестора и подрядчика. Сейчас работы на объекте полностью остановлены», — сказал глава горисполкома.
Дмитрий ШИФЕРШТЕЙН, «Вечерний Брест» (vb.by)
Похожие статьи
Оставить комментарий