Он написал мюзикл «Вестсайдская история». И он же запечатлелся в памяти людей как величайший дирижер своего времени. По результатам опроса, проведенного в ноябре 2010 года британским журналом BBC «Music Magazine», он занял второе место в списке величайших дирижеров всех времен и народов
Этих двух меток было бы достаточно, чтобы с волнением и нежностью в душе отметить этот день.
Леонард Бернстайн не был по рождению связан с Беларусью. Его родители эмигрировали в Америку из Ровно, где его отец Самуил Иосифович Бернштейн был то ли поставщиком парикмахерских товаров, то ли владельцем книжного магазина.
Но удивительным образом случилось так, что он учился игре на фортепиано у минчанки Изабеллы Венгеровой, которую забыли на родине, но очень хорошо помнят в США, где она была абсолютной звездой. И она таки сделала из него пианиста, как он вначале мечтал. Но потом передумал и занялся дирижированием.
Кстати, у Венгеровой одно время учился Вэн Клайберн. Или попросту Ван Клиберн, как называл его Хрущев. Рискну сказать: если бы он оставался ее учеником, он, победив на конкурсе Чайковского, продолжал бы заниматься и стал бы величайшим фортепианным гением. Изабелла бы вытрясла из него душу. Но ее рядом с ним не было, и он превратился в обыкновенного богатенького дилетанта.
Впрочем, сегодня мы о Бернстайне. О том, как он в 1953 году первым из американцев приехал работать в миланский театр «La Scala» и собственнолично дрессировал Марию Каллас. Как в 1959 году во главе Нью-Йоркского филармонического оркестра за два месяца объехал 17 стран и дал 50 концертов, в том числе в городах СССР. Как писал популярные книги о музыке и давал свои знаменитые концерты для молодежи – к счастью, они сохранились на пленке. Как сочинял музыку, с удивительным искусством смешивая классические традиции и джаз. На мой вкус, у него это получалось не хуже, чем у Гершвина.
Он один из немногих классических музыкантов середины XX века, кто нажил многомиллионное состояние. Когда в 1990 году он умер, эти деньги разделили между его взрослыми детьми.
Но главное его сокровище – дирижерскую палочку – унаследовал Владимир Спиваков. В феврале маэстро выступал на своем фестивале в городах Беларуси, и мы у него спросили:
— Знаменитая дирижерская палочка Бернстайна, где она?
— Со мной! – ответил он.
— И вы будете ею дирижировать?
— Да, буду! Сегодня дирижировал симфоническим оркестром Белорусской филармонии. И ничего, они меня понимали!
Этот разговор был после репетиции. А после концерта Владимир Теодорович мне рассказал, как начинал учиться у «гениального», по его словам Лорина Маазеля, а позднее подружился с самим Леонардом Бернстайном.
— Мне повезло, я как скрипач играл со всеми выдающимися дирижерами мира.
— И кто из них лучший?
— Ну разве можно сказать? Каждый хорош в своем роде. Для меня самый лучший – Бернстайн… Но и другие дирижеры прекрасны.
Юлия АНДРЕЕВА, «СБ-Беларусь сегодня» (sb.by)