Более 60 живописных и графических работ Израиля Басова представит ретроспективная выставка «Премудрость построила себе дом…», приуроченная к 100-летию со дня рождения мастера, ставшего классиком белорусского искусства ХХ века.
На вернисаже 15 августа гости увидят многие произведения, которые будут демонстрироваться впервые. Это работы из собраний Национального художественного музея Беларуси, Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, фонда Белорусского союза художников, Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства, коллекции семьи художника.
Организаторы построят выставку таким образом, чтобы дать объемное представление о жизни и творчестве художника. Живописные и графические работы дополнит развернутая информационная зона, включающая фотографии и документы, видеоочерк, подготовленный международным спутниковым телеканалом «Беларусь 24». Запланирована также экскурсия от куратора и интерактивная программа «Оранжевый дом» для детей младшего и среднего школьного возраста.
Слова притчи, взятые в качестве названия юбилейной выставки, как нельзя точно характеризуют жизнь и творчество художника. Басов во всех смыслах этого слова построил свой художнический дом. Строгий и тонкий мастер, стоявший особняком среди поколения белорусских художников второй половины ХХ века, он в противовес официальным приоритетам сумел сохранить верность собственной творческой позиции и создать свой выразительный и узнаваемый стиль.
Искусство Басова еще при жизни вызывало много споров. Несмотря на членство в Союзе художников БССР, долгие годы мастер был обречен на творческое одиночество. Формальная смелость его живописи, освобождение от социальной дидактики соцреализма обусловили его крайне скупую выставочную судьбу и отсутствие персональных выставок. И только после смерти художника пришло признание его одним из талантливых и ярких мастеров белорусского искусства.
Главным образом, объединяющим в себе практически всю выставку, является дом — устойчивый символ духовного устроения. Обычный блочный дом становится у Басова носителем множества ассоциаций. Это храм, дворец, центр мира и космос. Дома художника разные: большие и яркие, занимающие центральное положение и уходящие вглубь композиции, топографически узнаваемые и абстрагированные. Но все они исполнены значимых смыслов, в них соединилось сакральное и профанное, обыденное и величественное. Для художника дом — это не только функция, это сакральное пространство и философия жизни.
Выставка «Премудрость построила себе дом…» будет работать до 16 сентября.
belta.by
P.S. Напомним, что Израиль Басов родился 7 октября 1918 года в Мстиславле Могилевской области в еврейской семье известнейшего портного Матвея Мовшевича и его супруги Марии Григорьевны. Там же окончил 9-классную еврейскую школу, работал в артели «Путь Октября» фоторетушером.
С началом Великой Отечественной войны Басов работает в Янгиюльском драмтеатре (Узбекистан) художником-исполнителем. В 1942 году призван на военную службу, с которой вскоре уволен по состоянию здоровья. С освобождением Беларуси от немецко-фашистских захватчиков возвращается на родину, работает в Мстиславле.
В 1947 году Басов переезжает в Минск, женится на Бэлле Зак. В его семье появляется первенец – сын Борис. Поступает в Минское художественное училище, где учится у маститых художников Лившица, Цвирко и Ахремчика. На последнем курсе Басов исключен из училища за космополитизм, но по просьбе студентов был восстановлен. Окончание училища совпало с рождением второго сына – Матвея.
С 1051 по 1972 годы Израиль Басов работает в Минском художественно-производственном комбинате, становится членом Союза художников БССР. В то же время Басов несколько раз высказывается отрицательно в адрес руководителей его персональных выставок и не принимает участия в них.
Этот период выдался весьма плодотворным для художника. Однако он остался неизвестным для большинства ценителей живописи.
Скончался Израиль Басов в Минске 4 августа 1994 года.
Редакция «Авив»