В конце минувшего года, 29 декабря, исполнилось 115 лет со дня рождения выдающегося военного инженера Ильи Ефимовича Прусса.
Детство Ильи Прусса прошло в местечке Барановичи-Полесские Минской губернии. По современным понятиям речь идет о городе Барановичи.
* * *
Наиболее яркий этап в военно-инженерной карьере героя очерка совпадает с Великой Отечественной войной. До нее он получил фундаментальное образование, имел солидный опыт руководства строительством укрепрайона.
К подопечным Ильи Ефимовича – служащим 27-го Управления оборонительного строительства Резерва Верховного Главнокомандования — подходит выражение: «три в одном». Они отличались в работе фантастическими темпами, высоким ее качеством, постоянно нараставшими объемами. И все это происходило в тыловых районах действующих фронтов. Стремительно возникали новые тыловые оборонительные рубежи, на предполагаемых направлениях наступления основных группировок вермахта, появлялись автомобильные дороги. Естественно, возрастала насыщенность карты автотрасс. Это же касалось автодорожных высоководных мостов. С учетом требований к собственной безопасности, со стремлением обезопасить подчиненных закрывался вопрос о разминировании.
Стратегическое значение имело возведение основных рубежей обороны. Первый опыт их строительства прослеживается до коренного перелома в ходе войны. Точка отсчета Государственного рубежа обороны находилась в Воронежской области, а финальная точка – впритык к Азовскому морю. При этом, выдерживалась весьма непростая конфигурация: здесь и изгибы, и прорезание фронтовых тылов. Военные историки по самым высоким меркам оценивают возведение подопечными Ильи Прусса оборонительных сооружений по рекам Оскол и Дон в Ворошиловградской области, обводов второй очереди вокруг Сталинграда. Точно такой же оценки заслуживало возведение оборонительных рубежей Брянского фронта в Рязанской области, четырех рубежей обороны в Саратовской области.
Колоссальным был вклад 27-го Управления в завершение коренного перелома в войне. Об этом свидетельствовали укрепления города Старый Оскол с обводами; оборонительного рубежа Окуни – Казацкое Воронежского фронта; появление Государственного рубежа обороны по реке Дон; рубежа обороны войск Степного фронта по линии Россошное – Белый Колодезь; траншейной системы на белгородско-орловском направлении…
Что же стоит за выражением «Государственный рубеж обороны на реке Дон»? Представим себе дорогу от Москвы до Оренбурга. На всем этом расстоянии мы увидим противотанковые рвы, завалы, проволочные заграждения. А еще инфраструктура, которая создана военнослужащими на пространстве, прилегающем к реке Дон слева. Речь идет о 236 батальонных районах обороны, 118 ротных опорных пунктах!
* * *
Илья Ефимович почувствовал особый трепет, когда началось освобождение родной белорусской земли. Вверенное ему хозяйство стало составной частью фронта, которым командовал известный полководец Константин Рокоссовский. Сначала фронт назывался Центральным, затем Белорусским и, наконец, 1-м Белорусским. Это название прочно прописалось еще до начала Белорусской стратегической наступательной операции под кодовым наименованием «Багратион».
До начала операции «Багратион» самым значительным успехом 27-го Управления явилось военно-инженерное обеспечение форсирования рек с весьма широкой географией. Наиболее сложно было обеспечить форсирование Березины. Но, в конце концов, это удалось.
Будет правильным утверждать, что участие 27-го Управления было заметно в операции «Багратион» с первого до последнего дня.
Не было ни одной локальной операции фронта где бы не отличились подчиненные Ильи Ефимовича. Примеров тому множество. Остановимся на Бобруйской наступательной операции. Для ее успешного проведения было «построено 3914 километров мостов через реки Стоход, Птичь, Припять, Западный Буг, Сож, Днепр; проложено 1192 километра дорог в труднопроходимой болотистой местности».
Особо проявили себя подчиненные Ильи Прусса на территории Польши и Германии. За пять недель была сформирована следующая инфраструктура, прилегавшая к Одеру: 3 тысячи километров траншей, без малого — 18 тысяч окопов, 975 командно-наблюдательных пунктов. За считанные дни была решена задача по расчистке водного пути Западный Буг — Висла — Бромбергский (Быдгощский) канал — Нетце (Нотець) — Варта — Одер. Известно, что путь первого Белорусского фронта от Варшавы до Берлина, сопоставимый с путем от Москвы до Бреста, занял 16 недель. Известна и точная статистика всего того, что успело здесь сделать 27-е Управление. Появились 79 мостов, переправ, 24500 огневых сооружений, 2430 километров траншей; подвесной канатный мост длиной 400 погонных метров через реку Одер, предназначенный для переправы 8-й гвардейской армии Василия Чуйкова. Плюс новые дороги, ремонт старых, опасная работа саперов, сравнимая с хождением по лезвию.
Внеся огромный вклад в Победу, уроженец Барановичей мстил врагу за жертвы Холокоста, за геноцид, за сожженные города и села.
* * *
Выжили единицы из его однокашников по Барановичскому еврейскому ремесленному училищу, были расстреляны его родственники, не успевших эвакуироваться.
В первый послевоенный год Илья Прусс возводил военные мемориалы в Берлине. Спустя много лет Илья Ефимович установит памятник убитым гитлеровцами родственникам на белорусской земле.
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны герой очерка станет генерал-майором инженерных войск. Он прослужит в военно-инженерной сфере до 1968 года. Занимая высокие должности, Илья Ефимович постоянно оказывался на высоте, когда возникал вопрос о приспособлении этой сферы к глобальной военно-технической революции.
* * *
Илья Ефимович Прусс ушел из жизни 12 июня 1972 года. Всегда гордился своим происхождением. А знают ли в современной Беларуси об этом человеке, награжденном 4-мя орденами Ленина, 4-мя орденами Красного Знамени, 3-мя орденами Отечественной войны, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями? Вряд ли. В родных Барановичах даже отсутствует улица, названная в его честь. В тамошнем краеведческом музее нет специально посвященного ему раздела. Было бы хорошо, если бы местные власти исправили ситуацию. Отдав 50 лет службе, Илья Ефимович Прусс был и остается примером профессионала в военном деле, настоящего патриота своего Отечества.
Михаил СТРЕЛЕЦ, доктор исторических наук
Похожие статьи
Оставить комментарий