
В Сморгонском музее работает выставка «Известный и неизвестный скульптор Исаак Иткинд».
Экспозицию, состоящую из 25-и фотографий уникальных работ Исаака Иткинда, помогли оформить Русский музей (Санкт-Петербург), Всероссийский музей А.С.Пушкина (Санкт-Петербург), музей имени Костеева (Алма-Ата, Казахстан).
На выставке представлены портреты писателей, певца Поля Робсона, поэтессы Берты фон-Зутнер, скрипача Паганини, серия портретов мудрых старых казахов, лирические образы девушек, детей, скульптурные композиции «Долой войну», «Лицо фашизма», «Освенцим», «Иткинд в аду» и другие.
Выставка будет работать до 19 мая. Если будете в Сморгоне – обязательно посетите местный музей. Не пожалеете!
museumsmorgon.by
* * *
Р.S. Исаак Иткинд родился 9 апреля 1871 года в местечке Сморгонь Виленской губернии. Его отец Яков был хасидским раввином. Окончил высшую еврейскую духовную школу и также стал раввином. Когда ему было 26 лет, он работал в переплетчиком типографии, где ему в руки попала книга о знаменитом скульпторе М. Антокольском, тогда он решил заняться скульптурой. Однажды дом Иткинда посетил писатель Перец Гиршбейн, который заинтересовался скульптором-самоучкой и написал в газету статью об уникальном даре Исаака. Статья была настолько убедительна, что жители местечка собрали деньги на то, чтобы Иткинд получил художественное образование. И с 1910 года — Иткинд учится в рисовальной школе города Вильно.

Умирающий Пушкин. Гипс. 1937 год.

Портрет поэтессы Берты фон Зутнер. Дерево. 1962 год.
В1912—1913 годах Иткинд учился в Школе ваяния и зодчества в Москве в частной студии скульптора С. М. Волнухина. Работы, выполненные Иткиндом до 1917 года, посвящены теме скорби («Горький смех», «Сумасшедший», «Моралист»). Любимый материал — дерево. Скульптуры Иткинда привлекли внимание М. Горького, который в 1918 году организовал его персональную выставку. Из 42 выставленных работ сохранились три: «Мой отец», «Горбатый», «Мелодия».
После Революции некоторое время Иткинд вместе с Марком Шагалом работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
С 1927 года Иткинд — в Ленинграде, где им были созданы работы, посвященные различным историческим и культурным деятелям: «Ленин», портреты Ф. Лассаля, К. Маркса, Ф. Энгельса, а также три — А. С. Пушкина.
Иткинд был знаменит в СССР, в те годы его сравнивали с Ван Гогом. Кроме того, Иткинд был замечательным писателем. От его устных рассказов приходили в восторг знаменитые писатели и режиссеры — Максим Горький, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Всеволод Мейерхольд, бывшие его близкими друзьями. Они же уговорили Иткинда начать писать. Тот написал довольно много произведений, но из-за кочевой жизни его рассказы не сохранились. Алексей Толстой в 1934 году взял у Иткинда несколько рассказов и опубликовал их в журнале «Звезда».

Мудрец. Дерево. 1958 год.
В 1937 году после выставки в Эрмитаже, посвященной 100-летию со дня смерти Пушкина, Иткинд был арестован за шпионаж в пользу Японии и помещен в Кресты (так заключенные называли знаменитую ленинградскую тюрьму), где ему выбили зубы, сломали ребра и отбили барабанные перепонки. Вскоре после этого он был сослан в Сибирь, а позднее в Казахстан. Весь мир до 1944 года считал, что Иткинд умер в лагерях в 1938 году, именно такая дата смерти указывалась в подписях к его скульптурам и в литературе.
С 1938 года Исаак Иткинд жил в Казахстане, где работал над рядом скульптурных портретов: «Акын Джамбул», «Амангельды», «Абай» и других. При этом никто не знал о том, что «полудикий старик-колдун, питающийся кореньями, живущий в землянке и собирающий старые пни» — это всемирно известный скульптор. Когда в 1944 году Алма-Атинский художник Николай Мухин «нашел» Иткинда, то не смог ничем помочь скульптору, так как тот все еще считался «врагом народа».

Лицо фашизма. Дерево, корень, березовая кора. 1961 год.
Лишь через 12 лет, в 1956 году Иткинд устроился на работу в Алма-Атинский государственный театр, где днем рисовал декорации, а по ночам вырезал из дерева скульптуры в подвале театра. Через два года, в 1958 году новый молодой художник театра решил осмотреть подвал театра, где и обнаружил ставшие впоследствии знаменитыми портреты и композиции: «Поль Робсон» (1956), «Дерево-мыслитель» (1956), «Смеющийся старик» (1958), «Песня» (1960) и другие. Так Исаака Иткинда «нашли» снова.
В 1967 году молодой режиссер-документалист из Казахстана Арарат Машанов снял 20-минутный документальный фильм об Иткинде «Прикосновение к вечности».
Работы Исаака Иткинда хранятся в Русском музее, Эрмитаже, музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, а также в музеях Казахстана, Франции и США.
Умер Исаак Иткинд в Алма-Ате в 1969 году.
ru.wikipedia.org