Минуло более семидесяти лет с тех пор, как на оккупированной немцами территории Могилевской области начала выходить областная газета «За Радзiму».
Печаталось издание в партизанской зоне в Усакинских лесах Кличевского района раз в декаду тиражом в 500—1000 экземпляров (в зависимости от наличия бумаги). Несмотря на скромный тираж, читателей у него было гораздо больше. Газету подпольного обкома КП(б)Б люди бережно передавали из рук в руки. Причем выходила она неплохо оформленной, несмотря на военные условия, и даже иллюстрированной. Набирали материалы статей из литер, а затем печатали на портативной печатной машине Савелий Вершук и Хаим Эпштейн. Клише заголовков и иллюстраций мастерски вырезал на металле, отлитом из пуль, партизанский художник Зуся Шкляр.
Зуся (Александр) Шкляр родился в Украине 15 июля 1921г. в г.Могилеве-Подольском на реке Днестр в еврейской семье. После окончания 8-летней школы парень поступил в Киевское художественно-промышленное училище, чтобы выучиться на художника-оформителя. Было это в 1937 году. По окончании училища в 1940 году Шкляра призвали на военную службу и направили в 100-ю стрелковую дивизию генерал-майора Руссиянова, которая дислоцировалась в Уручье под Минском. Там Зуся попал в артиллерийский полк. За год успел дослужиться до младшего сержанта.
Когда началась война, частям 100-й дивизии было приказано занять оборону севернее Минска. Дивизия сдерживала немцев трое суток. Но после падения столицы БССР ей пришлось отходить к Червеню, а затем к Березино. Полки отступали, отбиваясь от наседавших фрицев, теряли людей, технику, оружие. Иногда частям приходилось с боями пробиваться через немецкие заслоны. У бойцов не было гранат, не хватало патронов. Во время одной из таких стычек с немцами взвод, в котором воевал Шкляр, был рассеян. Зуся остался один. Он не имел при себе карты, и ему трудно было сориентироваться на незнакомой местности. Так что все попытки нагнать своих оказались тщетными.
Волей судьбы парень оказался на оккупированной территории. Зуся раздобыл гражданскую одежду и стал ходить по деревням в надежде повстречать кого-нибудь из военных, оставшихся, как и он, на территории, занятой врагом. Руки у парня были «золотые», вот он за еду и чинил сельчанам часы, швейные машинки, шил сапоги, рисовал иконы. Удручало Зусю одно обстоятельство. По словам местных, немцы стали задерживать всех, кто был без документов, и куда-то увозить, а евреев — расстреливать на месте. Такое положение дел никак не устраивало парня. Пока ему удавалось убеждать сельчан и полицаев, что он, Александр Шкляр, — украинец, поскольку мог свободно «балакать на ридной мове». Но Зуся-Александр прекрасно понимал, что, попади он в руки фашистов, обман будет раскрыт и его ждет неминуемая гибель. Нужно было что-то делать…
И выход нашелся. Однажды Шкляр услышал разговор о том, что в Усакинских лесах появились партизаны. На их поиски он и отправился. Зусе повезло — ему удалось встретить партизанский отряд, которым командовал Игнатий Изох. Там были как местные жители, так и солдаты-окруженцы. Но чтобы вступить в отряд, Шкляру предстояло пройти проверку, не подослан ли он врагом. Его отвели в землянку к бывшему редактору кличевской районной газеты «Сталiнскi шлях» Ивану Крисковцу. Ему-то Зуся без утайки поведал о своих мытарствах солдата-окруженца. После беседы Иван Павлович рекомендовал Игнату Изоху взять Зусю в отряд. И не прогадал. Шкляр оказался не только отважным бойцом. Его «золотым» рукам в отряде нашлось достойное применение. По воспоминаниям боевых товарищей, не было дела, которого бы Зуся не знал. Он чинил бойцам обувь, ремонтировал часы, велосипеды, разбирался в трофейном немецком оружии. Однажды партизаны притащили в отряд противотанковое ружье, найденное на месте летних боев. Зуся не только привел «гармату» в боевой вид, но и стал ходить с ней на боевые задания. Однажды из ПТРа Шкляр расстрелял вражеский эшелон с горючим и сжег его. А когда у Зуси выдавалась свободная минутка, он доставал бумагу, карандаши и начинал рисовать своих боевых товарищей да едкие карикатуры на гитлеровцев. Этот талант затем пригодился при выпуске областной подпольной газеты «За Радзiму». Кстати, Шкляр быстро освоил печатное дело. В перерывах между боями с оккупантами он помогал Вершуку и Эпштейну набирать материалы очередного газетного выпуска, тексты листовок, которые затем распространялись среди населения оккупированной Могилевщины. За боевые заслуги и проявленную храбрость в борьбе с врагом Шкляр был неоднократно представлен к правительственным наградам.
После войны Александр Шкляр связал свою судьбу с Могилевом, где стал профессиональным художником. При этом значительное место в своем творчестве он посвятил партизанским будням и боевым товарищам (картины «Партизанская разведка» (1983г.), «Кличевские партизаны» (1986г.). Кстати, последнее полотно экспонируется в Кличевском краеведческом музее в зале славы. На картине Шкляр изобразил своих боевых товарищей — командира отряда Игната Изоха, секретаря подпольного райкома партии Якова Зайца, председателя подпольного райисполкома Петра Викторчика, секретаря подпольного Кличевского райкома комсомола Анну Шамаль и себя с противотанковым ружьем. В музейной экспозиции можно увидеть также три диорамы, созданные умелыми руками художника в 70-е годы — «В партизанском лагере», «Разгром Кличевского гарнизона», «Партизанский аэродром».
Последней крупной работой художника стала диорама, посвященная восстанию в Варшавском гетто, выполненная вместе с его сыновьями для одного израильского музея. Сердце отважного партизана и талантливого художника перестало биться в 2005 году.
Александр Микулич, «Могилевская правда» (mogpravda.by)
Похожие статьи
Оставить комментарий