В Лидском историко-художественном музее открылась персональная мастерская художника по стеклу Владимира Мурахвера. Ее открытие приурочено к Году культуры – юбилейному для самого мастера: 5 декабря члену Союза художников СССР, заслуженному деятелю искусств Беларуси, почетному члену Российской академии художеств исполнилось 85 лет.
Удивительное дело: в музей переехали предметы из мастерской художника, и благодаря этому создается эффект присутствия его самого. Организатор творческого пространства старший научный сотрудник музея Татьяна Никифорова объясняет, почему так происходит:
– Конечно, в студии Владимира Семеновича было несколько по-другому. Но нам удалось (это подтверждают родственники и знакомые художника) создать творческую атмосферу, передать характер, дух, царивший в ней. Ведь атмосфера не стены, а работы, личные вещи, предметы интерьера, подобранные им под свои нужды. Именно поэтому почти у каждого возникает ощущение, что Владимир Семенович несколько минут назад был здесь.
Незавершенный портрет матери, оставленные у мольберта краски и кисти, личные фотографии, кепка, небрежно брошенная на стул… Несколько полок для хранения чистых холстов и готовых работ, книги, образцы из стекла, графические наброски и живописные эскизы… Именно с ними у внимательного посетителя могут завязаться молчаливые диалоги, повествующие о некоторых страницах биографии художника. Например, картина «Януш Корчак» не только расскажет о трагедии евреев в годы войны, но и напомнит о корнях Мурахвера. Портрет девушки в красной косынке – о детстве и юности, проведенных им в Средней Азии. Бригада стеклодувов – о деле всей его жизни – создании произведений из стекла. А висящая на вешалке у входа мантия академика Российской академии художеств, которую вручал художнику Зураб Церетели, – свидетельство высокого признания, которого добился мастер.
– Здесь все предметы, которые наполняли мастерскую. Мы не взяли только раскладушку, хотя просили Владимира Семеновича и ее отдать в музей. Он сказал: «Незачем. Никогда ею не пользовался. Не позволял себе, приходя в мастерскую, спать. Я работал».
Творческое наследие Мурахвера велико: его работы хранятся в Национальном художественном музее Беларуси, других музеях страны, России, Дании, Чехии, Франции, Германии и частных коллекциях. Изделия из стекла: кувшины, вазы, стаканы, салатники, созданные по его эскизам, украшали дома многих советских граждан. Некоторые предметы посуды, придуманные им, выпускают на березовском стеклозаводе «Неман» и сейчас. В музее-мастерской в Лиде собраны живописные работы, блокноты с графическими набросками, рисунками художника. Все они, а их более девяти сотен, отсканированы, и каждую можно посмотреть в электронном формате.
– Открывая студию, стремились создать не просто музейную экспозицию, а мастерскую человека с открытым сердцем, где можно было бы проводить обучающие занятия, например, для учащихся художественных школ, классов с художественным уклоном, творческие встречи, просмотры авторских работ. Мероприятия в таких форматах уже проходят. Уверена, Владимир Семенович рад, что мастерская продолжает жить. Ведь помимо занятости на основной работе – на стеклозаводе «Неман» – он, пока мог, преподавал в художественной школе, учил детей рисовать, – говорит Татьяна Никифорова.
Посещение музея-мастерской стоит обязательно включить в культурную программу визита в Лиду. Не каждый музей Беларуси может позволить себе такое. Равно как не каждый человек может увидеть, как замыслы великого мастера воплощались в эскизы, наброски, рисунки, картины, постоять у его мольберта, подержать в руках кисти, рассматривая затвердевшие капельки краски.
Значимость события в культурной жизни региона и международное признание величины Владимира Мурахвера подтвердила телеграмма-поздравление президента Российской академии художеств Зураба Церетели, которую он прислал Лидскому историко-художественному музею по случаю открытия мастерской.
Наша справка
Владимир Мурахвер родился 5 декабря 1931 года в городе Ананьеве Одесской области. В начале войны вместе с матерью и тремя братьями уехал в Среднюю Азию. Окончив семилетку, поступил в Ташкентское художественное училище, продолжил обучение в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной.
По распределению вместе с женой Людмилой Мягковой, тоже художником по стеклу, был направлен на стеклозавод «Неман» в Березовку, где проработал более сорока лет. Создал более тысячи изделий из стекла, большинство из которых внедрено в массовое производство и выпускается в настоящее время. В свободное время Владимир Мурахвер занимался живописью и графикой, работы неоднократно выставлялись в музеях республики и за границей.
Изделия из стекла Владимира Мурахвера представлены в экспозиции Лидского историко-художественного музея «Современное искусство края».
Екатерина ВЕСЕЛУХА, фото Виталия ДЕРНЕЙКО, «Гродзенская праўда»