В Государственном литературном музее Янки Купалы открылась выставка «Меер Аксельрод. Книжная графика».
Но правильнее всего было бы назвать ее «Возвращение». Ведь Меер Аксельрод – один из тех сынов белорусской земли, которые на долгие годы были вычеркнуты из памяти народа.
– Говорят «гость в хату», но какой же это гость? – так начал свою речь на открытии выставки председатель Белорусского союза художников Григорий Ситница. – Тот, кто родился на этих просторах, не может быть гостем. Он вернулся домой.
Меер Аксельрод родился в 1902 году в Молодечно. Первая мировая война навсегда разлучила его с малой родиной. Как и все еврейские семьи из прифронтовой полосы, Аксельроды в 1915 году были насильственно переселены вглубь России, в Тамбов. Когда Меер в 1918 году попытался вернуться в Молодечно, оказалось, что это заграница, и он поселился в Минске. Сначала рисовал плакаты для кинотеатров, потом служил чертежником Управления связи Красной Армии.
В 1921 году он показал 36 своих работ на выставке белорусских художников в Минске и был направлен на учебу в Москву, во ВХУТЕМАС. С тех пор он до самой войны разрывается между Москвой и Минском.
В Минске живет его жена – видный литературовед, доцент Минского педагогического института. Здесь в 1932 году рождается его дочь – писательница и переводчица Елена Аксельрод. Здесь его друзья, его брат Зелик – известный еврейский поэт, близкий друг Янки Купалы. Здесь он оформляет спектакли Государственного еврейского театра и книги своих друзей – поэтов Янки Купалы, Якуба Коласа, Змитрока Бядули, Изи Харика и многих-многих других.
Собственно, эти книжные иллюстрации и выставлены сегодня в Литературном музее в знак того, насколько тесно были переплетены между собой белорусская и еврейская ветвь культуры в довоенной БССР.
– Людям, которые 500 лет прожили вместе, от Бога суждено друг друга любить, – говорит Григорий Ситница. – Я горжусь тем, что в Беларуси никогда не было еврейских погромов, что в Беларуси больше всего Праведников мира. Это знак качества для белорусов, потому что, спасая еврейскую семью, можно было навлечь гибель на себя, на своих детей, а то и на всю деревню. Но мы это делали и заслужили огромное уважение от народа, который никогда не был нам чужим. Ведь любое белорусское местечко было наполовину белорусским, наполовину еврейским. И где тут можно провести границу? Нигде! Мы родственники, эта связь видна и в наших языках, и в наших литературах. И то, что мы сегодня в этих стенах приветствуем Меера Аксельрода, — великий знак.
Буквально то же говорит и внук Меера Аксельрода, израильский художник и сценограф Михаил Яхилевич, принимавший самое деятельное участие в организации выставки:
– Я подобрал иллюстрации таким образом, чтобы показать тесную связь еврейской и белорусской культур, которая была до войны. Я вижу и по письмам, и по литературным памятникам, что между белорусскими и еврейскими писателями происходило своего рода «перекрестное творческое опыление». Брат художника Зелик Аксельрод переводил Купалу, Змитрок Бядуля переводил с идиша на белорусский… Происходил бесконечный процесс перевода друг друга.
На выставке представлено 85 книжных иллюстраций, трепетно сберегавшихся все эти годы в семье художника.
Меер Аксельрод скончался в Москве от нераспознанного инфаркта в 1970 году. Его вдова Рива Рубина сделала все возможное и невозможное для сохранения его наследия. После ее кончины в начале 1990-х годов дочь и внук эмигрируют в Израиль. Вместе с семьей уезжают и творения Меера Аксельрода.
И вот сейчас они возвращается в Беларусь, где им приготовлен самый сердечный прием. По словам Михаила Яхилевича, куратор выставки Мария Барткова «представляет собой тот тип музейных работников, который давно исчез во всем мире, когда люди готовы работать для искусства день и ночь».
По окончании выставки все экспонаты будут подарены Государственному литературному музею Янки Купалы.
Любопытно, что это не единственная выставка Меера Аксельрода, проходящая сейчас в Беларуси. В июне в Молодечно развернулась еще одна экспозиция, также при деятельном участии Михаила Яхилевича, а с белорусской стороны – известного коллекционера Александра Радаева. После Молодечно эту выставку покажут в Бобруйске и в Витебске.
Хочется верить, что это лишь первый шаг, и имена забытых художников и поэтов вернутся к нам во всем великолепии.
Юлия АНДРЕЕВА, «СБ-Беларусь сегодня» (sb.by)
Похожие статьи
Оставить комментарий