«…Когда встал я меж смертью и жизнью, меж явью и сном
Нет искусства страшнее, был скальпель в руке у меня.
То от радости плача, то в гневе бессилье кляня,
Я ловил свет последней надежды во взгляде чужом.
Гром орудий на поле ночном без конца грохотал,
И при свете свечи, что в окопе мне робко светил,
Я подвел ту черту и из списка живых исключил,
Словно редкостный камень из чаши янтарной украл…»
С. Черниховский. Из цикла сонетов «К солнцу», 1919 год
Саул (Шауль) Черниховский (1887, Михайловка, Таврическая губерния, Российская империя – 1943, Иерусалим) – один из основоположников новой поэзии на иврите. Многим евреям Беларуси он хорошо известен как талантливый поэт и замечательный переводчик. В 1935 году Черниховский был номинирован на Нобелевскую премию в области литературы, но, к сожалению, не получил ее. Некоторые, вероятно, знают и о том, что Черниховский был дипломированным врачом и имел обширную частную практику.
Процентные нормы, ограничивающие прием евреев в высшие учебные заведения, не позволили Саулу Черниховскому получить университетское образование в Российской империи. Он был вынужден уехать в Европу, где изучал естествознание и медицину в университетах Гейдельберга (1899-1903) и Лозанны (1903- 1906). Получив в 1906 году в Лозанне звание доктора медицины, он вернулся в Россию и последующие четыре года занимался медицинской практикой в Таврической и Харьковской губерниях. В 1910 году Черниховский переехал в Петербург, где продолжил медицинскую практику и литературную деятельность.
В годы Первой мировой войны Черниховский служил в русской армии в качестве военного врача. С сентября 1914 года и до конца 1916 года (с небольшим перерывом) служба Черниховского проходила в Минске. Этот период жизни известного поэта по понятным причинам представляет для наших читателей особый интерес, поэтому остановимся на нем подробнее.
Первая мировая война застала Черниховского в Петербурге, где он принимал участие в работе медицинской комиссии одного из многочисленных мобилизационных пунктов. В это же время он начал подыскивать вакансию врача в различных еврейских лечебных учреждениях, но безуспешно. Продолжив поиски, он неожиданно получил место второго врача в отряде Серафимовского лазарета, в состав которого входили два врача, завхоз, медбрат и шесть медицинских сестер. В сентябре 1914 года отряд прибыл в Минск. Приезд Черниховского не остался незамеченным: одна из местных газет сообщила, что при Серафимовском лазарете врачом состоит «известный поэт С. Черниховский».
С началом Первой мировой войны Минск превратился в опорный пункт снабжения русской армии, поскольку через него проходили две важнейшие железнодорожные магистрали: Московско-Брестская и Либаво-Роменская. В городе были возведены новые казармы и размещены почти 90 госпиталей и лазаретов.
Одним из них был Серафимовский лазарет, в котором служил Саул Черниховский. Лазарет развернули в большом трехэтажном каменном здании на Александровской улице (ныне улица Максима Богдановича) в Троицком предместье. На Троицкой горе, рядом с лазаретом, размещался сельскохозяйственный рынок (сейчас здесь находится сквер и здание Большого театра оперы и балета Республики Беларусь), а ниже протекала Свислочь. Здание бывшего лазарета сохранилось и по сей день – в настоящее время в нем располагается Минское суворовское военное училище.
Лазарет был развернут на 75 мест, но при необходимости их количество можно было увеличить до 150. На втором этаже располагались семь палат для больных и раненых, операционная, перевязочная, аптека, кладовая и столовая. Жилые помещения для врачей и младшего персонала находились на первом и втором этажах, кухня и кладовая – на цокольном этаже.
Несмотря на то, что обязанности военного врача, казалось бы, отнимали у поэта всё время и силы, он находил возможности для творческой деятельноcти. Черниховский оставил большое количество рассказов, где в живой ироничной форме описывает медицинскую службу в минском лазарете.
В годы войны население Минска резко возросло за счет огромного количества беженцев, в том числе и еврейских. Неисчислимые страдания, которые принесла им война, болью отозвались в сердце поэта, и нашли отражение в его стихах. К числу самых известных стихотворений этого периода относятся «Мимангинот га-зманим» («Из современных мелодий») и «Мангинати» («Моя мелодия»).
***
При написании этой заметки была использована книга Г. Щеглова «Первый Серафимовский: история одного лазарета в событиях и лицах (1914-1918)» (Минск, 2014). Гордей Щеглов, будучи православным священником, с большим уважением и симпатией описывает Саула Черниховского – второго врача Серафимовского лазарета и знаменитого поэта. Помимо архивных документов, Г.Щеглов опирается на автобиографические рассказы С.Г.Черниховского, относящиеся ко времени его службы в Минске. Таким образом, многие детали его биографии впервые открываются широкой читательской аудитории.
Значительным достоинством книги Щеглова, по мнению израильского литературоведа Зои Копельман, является «веротерпимость автора, его уважение ко всем персонажам своего исследования, независимо от их национальности и общественного положения».
***
Использованы источники:
- Электронная еврейская энциклопедия
- Ишутин О.С. «Военная и гражданская медицина Минска в годы Первой мировой войны».
- Копельман Зоя. Рецензия на книгу Г. Щеглова «Первый Серафимовский: история одного лазарета в событиях и лицах (1914-1918)», Минск, 2014.
Фотографии – из книги Г. Щеглова «Первый Серафимовский: история одного лазарета в событиях и лицах (1914- 1918)» (Минск, 2014).
Илана АКОПЯН, «Берега»