Наум Борисович (Нохум Борухович) Лойтер 18 лет своей творческой жизни отдал коласовской сцене (Витебск), поставил целый ряд знаковых спектаклей как современного, да и классического репертуара. Но самая известная работа режиссера – знаменитый «Нестерка», воплощенный им в далеком 1941 году, который живет и пользуется большой популярностью среди зрителей и сегодня, считается «визитной карточкой» театра. А много ли мы знаем о человеке, который стал причиной создания всем известной комедии?
Родился Наум Борисович (Нохум Борухович) Лойтер 9 января 1891 года в городе Бердичев Киевской губернии (сейчас Житомирская область) в зажиточной семье. После окончания виленской гимназии Наум переехал в Лиду, где и состоялся актерский дебют молодого учителя в местном музыкально-драматическом кружке.
Во время Первой мировой войны Наум Лойтер попадает на фронт в Восточную Пруссию. В дальнейшем, освободившись от военной службы па состояния здоровья, решает посвятить свою жизнь театральному искусству. В 1920 году он отправляется в Москву и поступает на Высшие режиссерские мастерские к Всеволоду Мейерхольду. Скоро взаимоотношения учителя и ученика переходят в дружбу: Лойтер становится близким сподвижником Мастера па руководству театром. От Мейерхольда он берет наиболее сильные грани режиссерского творчества: принцип композиции спектакля, его внешнего оформления, сценичную выразительность, экспрессивность, манеру компоновать массовые сцены. Вместе с тем Лойтер стремится к реалистичному толкованию драматического произведения. Ряд принципиальных расхождений с Мейерхольдом заставляют Наума Борисовича пойти самостоятельным путем.
В 1930 году Лойтер возвращается в Украину и возглавляет Государственный еврейский театр в Харькове. В 1937 году он становится главным режиссером Государственного еврейского театра Украинской ССР в Киеве, где блестяще устанавливает спектакль «Стемпеню» по Шолом-Алейхему.
В 1940 году Наум Борисович переходит в БДТ-2 (так раньше назывался театр имени Якуба Коласа в Витебске). Здесь проходит вся дальнейшая творческая жизнь талантливого режиссера. Накануне Великой Отечественной войны он ставит комедию Виталия Вольского «Нестерка», которой была предначертана долгая сценическая жизнь. Режиссер Лойтер поставил спектакль как стилизованную реалистичную сказку. Зритель увидел живописное народное зрелище, полусказочное, полуреальное, главные герои которого народ и его любимец, сказатель его интересов, чуткий и хороший, изобретательный и остроумный весельчак и говорун Нестерка. В этом образе целиком раскрылся талант народного артиста СССР Александра Ильинского. Лойтар придал стремительный ритм всему спектаклю. Спектакль определялся изобретательностью и острыми мизансценами, режиссерским темпераментом и точно выявленной мыслью, которая не утратилась в ярком и пестром театральном зрелище. За эту постановку Наум Борисович, вместе с исполнителями главных ролей, художником и композитором, в 1946 году был удостоенный Государственной премии СССР, а еще раньше, в 1945-м, ему было присуждено звание заслуженного деятеля искусств Беларуси.
В начале Великой Отечественной войны театр находился в эвакуации в Уральске (Казахская ССР), где «Нестерка» пользовался особым успехом среди зрителей. В дальнейшем основное внимание коллектива было сконцентрировано на воплощения пьес, которые отображали военные события. Постановщиком большинства таких спектаклей был Наум Лойтер.
Режиссер осуществил ряд постановок русской классики, которые свидетельствовали о глубоком понимании большого драматургического наследия. По-горьковски прозвучал спектакль «Егор Булычев и другие» (1942г.), поставленный в реалистичной манере. «Ревизор» (1945г.) Николая Гоголя, полный большой обличительной силы и жизненности, занял первое место на смотре русской классики, который проводился в театрах республики в 1946 году. Едва ли стоит перечислять все спектакли, которые поставил Лойтер. Постановки «Горячее сердце» Островского и «Униженные и оскорбленные» Достоевского свидетельствовали о ширине режиссерского диапазона Лойтера, о его стремлении к большим полотнам, масштабным по мысли спектаклям.
Какие же отличительные черты творчества Лойтера? К какой пьесе стремился режиссер? На каком пути он изведал большее число побед? Как считают исследователи, самовыражение Лойтера как художника полней видно в лирико-психологической драме, со свойственными ей тонкими переживаниями, глубокими драматическими ситуациями, — той почвой, на основе которой он создавал свои спектакли. Это проявилось в постановках «Сентиментального вальса» Осафа Литовского, «Так и будет» Константина Симонова, «Опасного спутника» Афанасия Салынского. Лиричность спектаклей усиливалась музыкой, песней, что придавало им большую эмоциональность.
Умер Наум Борисович Лойтер 29 августа 1966 года, в Риге.
Сайт Нацыянальнага акадэмічнага тэатра імя Якуба Коласа