17 мая в в Бресте, в выставочном зале областного общественно-культурного центра на Советской, 54, состоится вернисаж корпоративной коллекции Белгазпромбанка «Аксиомы». Поскольку открытие выставки проходит в Ночь музеев, то 20 работ художников и скульпторов Парижской школы, родившихся на территории современной Беларуси, но снискавших славу на берегах Сены, будут доступны для обозрения с 21.00 до 1.00 пополуночи (а в последующие дни — по графику работы выставочного зала).
Эти работы уже в Бресте и развешены по стенам выставочного зала. Главенствующее место в экспозиции занимает полотно уроженца Червенского района Хаима Сутина «Уснувшая читательница, Мадлен Кастен» (1937). Оно впервые будет показано за пределами Минска. Белгазпромбанк приобрел с аукциона этот шедевр в 2018 году за сумму близкую к полумиллиону долларов. Однако, даже в размещении художественных работ есть интрига, которую умело завуалировали оформители выставки. Мадлен Кастен, которую художник увековечил во сне, когда лицо выражает наиболее полную естественность, может вступать в диалог (но не противопоставление!) с работой Савелия Сорина «Женщина с розами» (1910). Классический портрет и портрет экспрессиониста — разница настолько наглядна и визуализирована, что и объяснять не требуется. Тем не менее, оба произведения прекрасны и, можно сказать, бесценны. Ни одно не выделяется по критерию «лучше — хуже».
«Портрет будет жить, пока будет существовать человек, — поясняет куратор корпоративной коллекции Белгазпромбанка, кандидат искусствоведения Александр Зименко в разговоре с корреспондентом «Вечерки». — Это будет либо глина на стене, либо трехмерная голограмма. Сейчас портрет — в первую очередь селфи с телефона, который размещается в Сети чаще, чем «котики» и еда. Портрет — неисчерпаемый жанр, потому что человеку интересно смотреть на другого человека. И высококлассный художник сумеет найти индивидуальность. Талантливый художник действительно видит человека как снежинку, которая неповторима…»
Среди тех, кого покажут в Бресте, — две работы Марка Шагала (одна графическая и одна живописная). Стоит отметить, что живописи этого мастера нет даже на его родине в Витебске (только литографии). Возвращение на белорусскую землю работ Шагала — несомненная заслуга Белгазпромбанка.
Еще одна знаковая премьера — «Портрет девушки» кисти нашего земляка, выходца из Бреста Якова Балглея. Эта работа маслом провела 8 месяцев на реставрации после покупки банком в 2016 году. Она еще не экспонировалась в Беларуси, прежние владельцы проживали во Франции и в Израиле. Привезти такую редкость в Брест — полдела, но еще сложнее, на первый взгляд, объяснить, в чем же гениальный замысел создателя портрета. Как игрой фона и освещения женского лица приковать внимание именно к глазам, а не только к совершенным формам тела натурщицы. Балглей явил здесь совершенно новое прочтение жанра, как в свое время, не побоюсь этого сравнения, великий Караваджо.
Кроме того, на выставке будут работы Льва Бакста, Осипа Любича, Михаила Кикоина и одного из ведущих художников русской эмиграции Дмитрия Стеллецкого, также имеющего брестские корни. Где-то отчетливо видна провокационность, как явствовало на предпоказе для журналистов «Вечерки». Но и такой ход — осознанный прием для привлечения внимания публики. Расширение границ возможного, выражение чувств и опыта художника порой преобладают над правдой так называемого реализма. Долгое время ценился и преподавался в Советском Союзе именно последний. И это несколько сузило культурный кругозор нескольких поколений белорусов.
«Цель проекта «Арт-Беларусь» — закрыть белые пятна в истории изобразительного искусства в Беларуси, — продолжает Александр Зименко. — К сожалению, по тем или иным причинам они есть. Мы постарались сделать так, чтобы каждый, пришедший на нашу выставку, нашел что-то для себя. Когда кто-то высказывается в духе «я бы дома это не повесил», я отвечаю, что это абсолютно не страшно, потому что искусство многогранно и вы просто не нашли своего художника, но имеете шанс его найти. Мы хотим показать в этом проекте, что каждый автор абсолютно уникален. Аксиомы — истины, не требующие доказательств. И мы обыгрываем это определение в названии выставки. Представленные работы — шедевры. Но не для каждого человека».
Выставка «Аксиомы» — вклад Белгазпромбанка и его областной дирекции в празднование 1000-летия Бреста и Год культурной столицы СНГ. Выставка проводится в сотрудничестве с городскими властями и призвана показать развитие искусства в Беларуси как непрерывного процесса, независимо от смены эпох, государственных границ и иных обстоятельств. Планируется, что Сутин и другие титулованные авторы «Аксиом» пробудут в Бресте целый месяц, до 16 июня. Каждая работа снабжена подробной экспликацией для знатоков и любителей искусства. Намечено также демонстрировать в выставочном зале фильмы, созданные по заказу Белгазпромбанка о белорусах, прославивших Парижскую школу живописи.
Александр СЕДНЕВ, фото Андрея РЫБАЧУКА, «Вечерний Брест» (vb.by)