
9 Ава 2449 года от Сотворения мира (1312-й год до н.э.) евреи, вышедшие из Египта узнали, что никогда не войдут в Израиль. В 3338 году (423-й год до н.э.) 9 Ава вавилонянами был разрушен Первый Храм в Иерусалиме. 9 Ава в 3828 году (70-й год н.э.) римлянами был разрушен Второй Храм. Также в этот день, 9 Ава 3892 года (132-й год), по приказу римского наместника враги сравняли Иерусалим с землей… 9 Ава (1 августа) — национальный день траура еврейского народа.
О бедах народа Израилева мы можем почитать в книгах «Млахим» («Первая книга Царств», глава 6, и «Вторая книга Царств», глава 25). А в самом Плаче Иеремии прочувствовать всю боль и скорбь от потерь и разрушений: «С опасностью для жизни достаем себе пропитание, меч поджидает нас в безлюдных местах. Девушки городов Иудеи отданы на поругание. Вожди народа казнены. Веселие сменилось трауром. Померк свет глаз наших».
В пост 9 Ава, мы не едим, не пьем, стараемся избегать любых развлечений и наслаждений.
В этот день вспоминаются и другие печальные события истории.
9 Ава 1290 года евреи были изгнаны из Англии, 9 Ава 1306 года — из Франции, 9 Ава 1492 года сотни тысяч евреев изгнаны из Испании, 9 Ава 1670 года — из Австрии.
В 1941 году в день 9 Ава евреи Польши были согнаны в гетто, и через год, в этот же день, начались массовые депортации еврейского населения в лагерь смерти Треблинка.
9 Ава 1952 года завершился позорный судебный процесс над Еврейским антифашистским комитетом, после которого многие его активисты получили тюремные сроки, а некоторые были расстреляны.
И это далеко не все скорбные события, происшедшие с еврейским народом 9 Ава.
Пророк Иеремия оплакивает не только разрушения и страдания, выпавшие на его век. Все главы «Свитка Эйха», за исключением третьей, поделены на 22 предложения. Комментаторы «Свитка» пишут, что его автор ссылается на 22 буквы еврейского алфавита — знак того, что в каждой букве существует своя радость и свои горести и печали.
Однако в третьей главе сказано: «Ибо никогда не покинет Господь». Мы, как будто, видим надежду там, где ее, казалось бы, не видно. Ведь в предыдущем предложении сказано: «Пусть подставит он щеку бьющему его…». Неужели надежда человека зиждется на принятии ударов судьбы и заключается в его бездействии? Нет. Эта же глава предлагает не только «подставлять щеку», но и делать все необходимое для искупления грехов: «В тот день, когда звал я Тебя, Ты приближался, говоря: «Не бойся!».
Очень непросто вспоминать дни гонений, уничтожений и позора. Сложно удерживать веру, принимая удары судьбы. Но черные полосы в жизни, являются не только испытанием для нас, но и призывом идти дальше. Наши традиции, книги, даты всегда были и будут помощниками для нашей веры, надежды и стойкости.
Главный раввин РООПИ в Беларуси Григорий АБРАМОВИЧ