Мои родители уже немолоды, часто говорят о смерти, похоронах. Они просят, чтобы их похоронили, исходя из традиций христиан. Я не знаю, как следует поступить. Ведь похороны в первую очередь возлагают на детей… Подскажите, пожалуйста, как следует поступить в такой ситуации?
С уважением, Андрей. Черкассы, Украина
— Из содержания письма не ясно, о ком идет речь, о евреях или неевреях. Поэтому изложу несколько возможных выходов из сложившейся ситуации.
1.Допустим, что родители — евреи. Вне всякой связи с их пожеланиями — еврей на любом этапе своей жизни, от рождения и до смерти, не может иметь никакого отношения к нееврейской религии. Поэтому если родственники евреи (пусть живут, как у нас говорят, до 120 лет, что в нашей традиции считается максимальным возрастом человека), надо знать, что их обязательно надо похоронить только на еврейском кладбище. У нас принято, что организацию похорон берет на себя еврейское религиозное погребальное братство, зачастую с участием местного раввина.
2.Несколько иной может быть ситуация, если семья живет вне Израиля. Как известно, во многих странах или отдельных городах нет организованной еврейской жизни. И вполне может быть, что в городе, где проживал умерший человек, нет еврейского религиозного погребального братства, нет раввина, который организовывает похороны по правилам еврейской традиции, и даже нет еврейского кладбища.
В этих условиях ушедшего в иной мир еврея приходится хоронить на гражданском кладбище (ни в коем случае — не на таком, которое принадлежит общине последователей нееврейской религии). С помощью, так сказать, «местных сил», которые занимаются похоронами. Но главное — без какого бы то ни было контакта с представителями нееврейских религий (христианства и т.д.). Ни в сфере похоронных обрядов, ни в каких-либо других моментах, связанных с захоронением.
3.Возможен и «промежуточный» вариант. Иногда можно договориться с раввином из другого города, который расположен на разумном (по количеству затраченного на прибытие времени) расстоянии от того города, где умер еврей. Тогда приглашенные организуют захоронение по еврейским обычаям. Попутно отмечу, что важно не затягивать с похоронами, не задерживать предание тела земле более чем на один-два дня после кончины.
4.Если вы нееврей, и родители у вас неевреи, их желанием быть похороненными, допустим, по христианскому обряду, нельзя пренебрегать. Но заставить вас принимать активное участие в самих обрядах никто не может. Поэтому сыновний долг можно выполнить, поручив заниматься этим работнику местного гражданского похоронного бюро. А ваша роль — осуществление общего надзора и присутствие в ходе всей процедуры на некотором расстоянии. Если ваше отсутствие во время религиозной процедуры в самом религиозном помещении вызовет совершенно ненужные склоки и дрязги с оставшимися родственниками или близкими друзьями покойного — ломать копья, конечно же, не стоит. И поскольку в этой части ответа я предположил, что вы нееврей, для вас нет прямого запрета на то, чтобы на несколько минут или, скажем, на час войти в это помещение, и постоять там тихо и скромно, не принимая деятельного участия в религиозных ритуалах.
5.Придется, увы, рассмотреть и еще одну ситуацию — когда в семье люди имеют разные взгляды на то, как еврею правильно жить и как надо его хоронить. И те, кто не знают, не хотят знать (и хуже того) — силой берут организацию похорон в свои руки, настаивая на том, что желание умершего надо уважать и т.п. А в результате организуют похоронную «процедуру» в христианских молельных помещениях, приобретают место на христианском кладбище и т.д. И тут, если сын — еврей, у него есть полное и абсолютное право не принимать в этом совершенно никакого участия, даже издалека.
6.Очень часто, к сожалению, бывает и такая ситуация, когда сын — еврей, а его умерший отец — нееврей. Если он не высказывал определенных пожеланий по поводу похорон — надо идти по линии гражданского захоронения, без всякой христианской составляющей (с этим у еврея нет проблем). Но если отец прямо и однозначно высказался, что хочет, чтобы его похоронили по христианским обрядам — его волю придется осуществить. И это будет почти во всем напоминать случай, описанный в пункте 4-м. Но с одним очень важным отличием. Там сын — нееврей. Поэтому мог пассивно присутствовать во время реализации обряда захоронения и т.п. Тут, поскольку речь идет о сыне-еврее — можно только, как уже было сказано, поручить всю организацию похорон в соответствии с волей умершего — местному городскому похоронному бюро. Самому же в помещении, где будет проходить обряд, не присутствовать (ибо речь о христианском обряде). Но можно быть где-то неподалеку от этого помещения и на некотором расстоянии сопровождать похоронную процессию.
Отвечал Рав Элиягу ЭССАС, «Еврейский мир» (evreimir.com)