
Йом-Кипур — День искупления — это одновременно и праздник, и пост. Он начнется в этом году вечером 8 октября и продлится 25 часов
В День искупления нельзя есть, пить, умащаться, вступать в интимные отношения, носить кожаную обувь, умываться. Хотя эти запреты не очень-то подходят под понятие праздник. Запреты происходят из рекомендации Торы. Йом-Кипур в качестве «субботы суббот» упомянут в Торе (книга Левит). Запись о нас в Книге Жизни «закреплена печатью»: мы получаем и субботний отдых и статус святого дня.
«Смирение, изнурение души» должно быть связано с уменьшением физического комфорта, включая и запрет на удобную кожаную обувь. Разрешена обувь из любого другого материала, а в своде законов XVI века «Шульхан арух» (главы 607—608) есть еще и послабление для рожениц, больных и имеющих травмы ног.
В День искупления предпочтение в одежде отдается белому цвету. Вот, что говорит об этом пророк Исайя (1:18): «Даже если поступки ваши будут ярко-красного цвета (символ греховности и зла), Я превращу их в цвет белоснежный». Существует даже специальный белый наряд для Йом-Кипура, называющийся «китл».
И еще одна деталь: в Йом-Кипур лучше воздержаться от ношения золотых колец. Исключение — лишь обручальные кольца. Это делается потому, что на одежде Первосвященика не было золотых украшений в День искупления.
Служба в синагоге на Йом-Кипур начинается словами: «По воле Всевышнего и с согласия всех участников богослужения… разрешено нам молиться вместе с преступившими закон». У всех должна быть молитва на День искупления, им должен быть открыт путь к покаянию.
Под мелодию молитвы «Коль нидрей», евреи просят упразднить Всевышнего обеты и клятвы, которые они брали на себя перед Ним, но, по разным обстоятельствам, не смогли выполнить. В этот момент достаются свитки Торы, которые видит вся община. Обычно свитки держат в руках те, кто помогает общине духовно и финансово. В Йом-Кипур мы читаем то место в книге пророка Исайи, где народу Израиля предлагается в этот день не столько заботиться о посте, сколько о благих делах, совершаемых для нуждающихся.
Один из путей к осознанному раскаянию в общине – это молитва «Ашамну» (в переводе — «мы были повинны»). Необычна она тем, что мы в алфавитном порядке (имеется в виду ивритский алфавит) произносим те грехи, в которых мы или наши родные могли быть повинны. Произносим каждый из них, слегка ударяя себя рукой в грудь. В этой молитве евреи говорят не от своего имени, а от имени общины. И возможно, кое-то из общины, прямо или косвенно, имеет отношение к перечисленным проступкам и грехам. В книге «Мидраш Когелет раба» (толкования на книгу Экклезиаста) сказано, почему во время произнесения этой молитвы евреи бьют себя кулаком в грудь — «потому, что все прегрешения от сердца».
Однако не нужно изнурять свою душу и тело больше чем позволяет сознание и организм. Тем более — не надо бить себя кулаком в грудь, достаточно легонько прикоснуться к сердцу.
А что же тогда важно в Йом-Кипур? Необходимо в этот день и в течении всего года искать и находить свой путь к покаянию, молитве и праведности.
Гмар хатима това!
Желаю вам и вашим близким «хорошей записи» в Книге жизни, благословения и достатка!
Григорий АБРАМОВИЧ, главный раввин РООПИ в Беларуси