
«Веселый праздник Пурим в этом году начинается 20 марта вечером. И вот какие мысли приходят перед и во время великого торжества.
Основной его момент — вовсе не пир, хоть это является одной из заповедей праздника, а чтение свитка Эстер. Причем читать его необходимо дважды. Само чтение – это наслаждение. Но в Пурим, это, своего рода, момент радости.
Конечно, мы помним историю Пурима, которая повествует, как злодей Аман хотел уничтожить еврейский народ, а праведник Мордехай вместе с царицей Эстер спас его от этого. Этим мы определяем, где существует добро, а где есть зло. Но ирония лежит в том, что еврей, «напиваясь» вина, чтобы не отличать эти аспекты, все же задумывается и о добре, и о зле. Ведь значимую роль в судьбе еврейского народа сыграли пиры. Именно на пире царь Ахашверош вначале издает указ об уничтожении евреев, а после, уже на другом, решает, что им необходимо защищаться от своих врагов.
Не стоит забывать, что за красотой пуримской истории у праздника есть еще две заповеди, причем, обе социальные. В этот день мы помогаем бедным людям. Их должно быть не менее двух. А друзьям мы посылаем угощения, тоже не менее двух. Помощь и поддержка, несмотря на веселье, остаются важным и продуманным аспектом. На иврите эти заповеди называются «матанот ле эвьеним» (милосердие) и «мишлоах манот» (подарок).
Конечно же, читатели «Авив» знают и про Свиток Эстер (легенда, как женщина спасла еврейский народ от уничтожения), Пуримшпиль (народные театральные постановки) и про хоменташен (треугольное печенье, символизирующее ухо антисемита Амана), которые являются символическим обычаем праздника. Может, не все задумались, что в этих названиях, как и в заповедях и обычаях Пурима есть упоминание и Эстер, и Амана, и самого праздника Пурим, и даже Мордехая. Но в этих упоминаниях нет имени Ахашверош. Отметим, что древний еврейский историк Иосиф Флавий отождествляет Ахашвероша с Артаксерксом. Но, любой историк, занимающийся этим периодом, скажет нам, что за этим именем нам известно о трех персидских царях. Да и еврейское толкование Свитка Эстер – Мидраш также намекает на несколько личностей под именем Ахашверош. И возможно, в этом и кроется ответ на вопрос.
Я узнал у своего учителя, что и в имени Ахашверош лежит такой перевод — ахаш верош или схватиться за голову. Из-за невозможности понять характер и тактику царя Ахашвероша, приближенные могли только схватиться за голову. И с такими персонажами нам частенько приходиться иметь дело, даже сидеть с ними за одним столом, решать вопросы и находить ответы, порой отыскивая их в нашей истории и традициях.
С наступающим праздником Пурим!
Хаг Пурим Самех!
Главный раввин РООПИ в Беларуси Григорий АБРАМОВИЧ