
Вечером, 9 сентября, наступает в 5779-й Рош а-Шана — еврейский Новый год. Он продлится до ночи 11 сентября. Праздник связан не только с традиционными яблоками в меду. В этот день под звуки шофара евреи обращаются друг к другу с пожеланиями, а в синагогах звучат молитвы.
Есть несколько традиционных пожеланий на Рош а-Шана. Чаще всего евреи произносят: «Шана това уметука — доброго и сладкого года», и «Тикатеву ве тихатему – да будете вы вписаны в Книгу жизни, и будет запись скреплена печатью».
Нам знакомы из Талмуда (трактат «Рош а-Шана») три книги: для праведников, для грешников и для тех, кто не относится ни к тем и ни к другим. От поступков и записей в эти книги решается судьба еврея. В Рош а-Шана пожелание вносится в книгу заранее, а в Йом Киппур — День искупления, наступающий через десять дней после Нового года, запись скрепляется печатью.
Интересно об этом сказано в молитве «Унтане Токеф», которую евреи в эти дни читают в синагоге. Молитва «Унтане Токеф», или «Поведаем, трепеща о святости дня», заканчивается словами: «Раскаяние, молитва и дела милосердия могут смягчить суровый приговор».
Традиционно текст этой молитвы связывают с мучеником за веру евреев раввином Амноном из немецкого Майнца. Скончавшись от пыток, он явился во сне к еврейскому мудрецу XI-XII веков Колонимусу бен Мешуламу, и поведал молитву «Унтане Токеф». Эта молитва символизирует надежду, что есть у человека путь от раскаяния к прощению.
К какому же времени относится молитва «Унтане Токеф»? Ряд ученых, от жившего в XIX-XX веках Исраэля Давидсона, до Якова Шпигеля, писавшего уже в XXI веке, основываясь на последних археологических открытиях в Израиле, относят текст к V-VII векам нашей эры. Спор не разрешен и сегодня. Хотя, большинство исследователей иудаизма считают, что молитва впервые была прочитана в XI-XII веках.
Но меняем ли мы отношение к «Унтане Токеф», получая научный довод о том, что за ее текстом стоит другой автор из другого века? Напротив. Для этого нам дана Тора, как история и наука, чтобы мы, открывая новое, продолжали ценить то, что дошло до наших дней, восхваляя Всевышнего.
Шана това! С Новым годом!
Григорий АБРАМОВИЧ, главный раввин РООПИ в Республике Беларусь