В конце этой майской недели иудеи празднуют Шавуот — день дарования еврейскому народу Торы.
Праздник изначально не имел конкретной даты. Его возникновение было связано с празднованием Песах. Шавуот отмечали через 50 дней от второго дня Песах. Пятидесятница также связана с этим понятием. Но Шавуот (в переводе — недели) изначально был праздником сбора таких культур, как пшеница, а также первых плодов, которые евреи приносили в Иерусалимский Храм.
В этот день евреи читают Свиток Рут. Рут была прабабушкой царя Давида, который, так считается, что он родился и умер в день, когда празднуется Шавуот.
Но все же центральным аспектом празднования является чтение Декалога. Декалог – это Десять заповедей. У евреев их 613! И выделять из них какие-то десять не совсем верно. Необходимость в чтении десяти заповедей была не только у евреев. Декалог обладает аподиктическими (убедительными или достоверными) правилами, то есть безоговорочными. И очень важно оговорить ситуационные моменты их выполнения. Эти вопросы обсуждались тысячелетиями.
Существует обычай слушать десять заповедей (Асерет а диброт) стоя, подчеркивая их важность. Это относит нас к моменту получения Моисеем скрижалей на горе Синай, когда народ стоя слушал заповеди.
Возникает законный вопрос: почему же евреи слушают слова из Торы сидя. Они приподнимаются со своего места лишь изредка. Этой проблемой задавались как мудрецы древности, так и исследователь Библии, сын консервативного раввина, наш современник Моше Гринберг. Разъясняем. Дело в том, что во время чтения Декалога, у ряда общин существует обычай вставать. Например, во время чтения Песни, которая завершается переходом Моисея и народом Израиля через расступившиеся воды Красного моря. Ученый дает следующее объяснение такого поведения: физическое и духовное избавление народа от рабства.
На этой неделе я провожу церемонии еврейского совершеннолетия и празднование Шавуот в Могилевской, Гомельской, Витебской и Минской общинах. Даже в этих общинах, находящихся в одной стране, можно найти как аподиктические правила, так и особые, принятые только в этих местах, обычаи чтения Декалога.
Жизнь диктует безоговорочные правила, которые являются нашим наследием и опорой. Важно не забывать и про местные обычаи, которые поддерживают правила Шавуот, оставляя место и время на индивидуальность и поиск. И пусть Всевышний дарует нам понимание для нахождения верного баланса, благословения для движения вперед.
Григорий АБРАМОВИЧ, главный раввин РООПИ в Беларуси
Похожие статьи
Оставить комментарий