Помимо принесенных болезней, смертей, страха и разного рода потерь, коронавирус оставляет нас с вопросом: как одновременно изолироваться и быть видимым, слышимым, продуктивным, полезным?
Еще не так давно социальные сети были одним из мерил нашего успеха и нашего эго — желания показать себя и посмотреть на других. А уже сегодня, как будто, из открытого и солнечного мира мы попали в закрытый, который находится в тени. Приходится быть в этой тени дома, чтобы не передать коронавирус и не заразиться им.
Увы, не все по роду своей деятельности, могут оставаться дома. Наш комфорт не создается сам по себе: дома нужно строить, еду и одежду производить, во многих случаях нельзя дистанционно лечить, а еще транспорт, образование, безопасность…
За неделю ленты в соцсетях, от фото до рассказов, заполнились страхом и непониманием, спорами и изменениями, о которых никто еще месяц назад не знал. Реальный мир наполнился непонятными рекомендациями жизнь. Над ней появилась своего рода тень. Но не нужно думать, что тень это нечто негативное. Тень Бога защищает человека как от внешних и природных факторов. Защищает она также и от врагов.
В книге «Исход» есть персонаж Бецалель (перевод его имени – «в тени Бога»). Кто же, тот искусный мастер, который смог создать и всю необходимую утварь для служения Всевышнему? Глава «Ваикахель», которую мы читаем на этой неделе, говорит детально о том, чем мы обязаны Бецалелю, о его родословной. Даже упоминает тот факт («Исход», глава 35), что мастер, сотворивший менору из золота, ковчег из акации, храмовый умывальник из зеркал, обладал способностью руководить другими.
Внук аж самой сестры Моше (Моисея), чья родословная говорит о различных семейных талантах, понимает его с полуслова. Вместе с помощником Оголиавом Бецалель выполняет все, что сказал Моше. Нельзя сказать, что в тени Бога Бецалель находится в тени неизвестности. «Талмуд» (трактат «Санхедрин», 69) не только подчеркивает талант и веру мастера, но и дает версию, что был он достаточно молод (по преданию — 13 летним подростком). Этого молодого человека Создатель наделяет не только познанием в ремесле, но и духом и мудростью Всевышнего. И еще, согласно версии «Талмуда», перед тем, как Бецалель приступил к работе, Всевышний попросил Моше узнать у народа Израиля: подходит ли ему такой мастер? Бецалель дал советы даже самому Моше. В ответ на его мудрость Моше произнес: «Возможно, ты был в тени Всевышнего (бе цель Эль)». В ХХ веке именно его именем будет называться Академия искусств Израиля.
Быть в тени даже Бога не просто, как не просто быть окруженным обстоятельствами, которые не дают нам в эти дни сделать то, что запланировали. Но, возможно, это нахождение в тени, откроет, как и в истории с Бецалелем, талант по созданию нового и нужного, мудрость по отношению к происходящему и веру в лучшее и прекрасное.
Главный раввин РООПИ в Беларуси Григорий АБРАМОВИЧ, 17.03.20.
Похожие статьи
Оставить комментарий