* * *
В 1941 году нацистами уничтожено гетто в Яновичах (Витебская область).

Новый памятник убитым евреям Яновичского гетто между деревней Зайцево и Яновичами.
10 сентября евреев выгнали из домов, проверили по спискам, составленным бургомистром Василием Высоцким и погнали к деревне Зайцево. Неевреев, пытавшихся вступиться за соседей, спрятать или оказать другую помощь, вталкивали в общую колонну, как «еврейских защитников». Подошли автомашины, куда сажали евреев. Кто был в силах, лез сам, а кто не мог — заталкивали пинками и ударами прикладов. Стоял крик и плач, машины уходили в сторону деревни Зайцево.
Спастись удалось единицам, среди которых были Израиль Гофман, бесследно исчезнувший, и Борис Эфрос, воевавший впоследствии в партизанах.
Вместе с евреями погибли некоторые белорусы. В тот день были убиты около 1600 человек.
* * *
В 1942 году нацисты уничтожили еврейское гетто в Давид-Городке (Брестская область).

Мемориал в память об убитых евреях в урочище Хиновск около Давид-Городка
Узников гетто вывели в сторону хутора Хабища (Ухабища) и далее — на хутор Хиновск, где убили у заранее вырытых расстрельных ям. Перед смертью обреченных людей заставляли раздеться, сложить одежду, отдать ценные вещи и драгоценности, после чего жертв сталкивали в ямы и расстреливали.
В этот день были убиты около 1100 евреев (по другим данным, 685 человек — в том числе 205 женщин и 109 детей.
* * *
Вольф Григорьевич (Гершкович) Мессинг — эстрадный артист (менталист), выступавший с психологическими опытами «по чтению мыслей» зрителей — родился в 1899 в Гуре-Кальвария (Варшавская губерния Российской империи).
Необычайные способности Мессинга привлекали к себе внимание многих известных людей того времени. Им интересовался Альберт Эйнштейн, бывший тогда на вершине своего признания. Он пригласил Вольфа к себе домой, где познакомил с Зигмундом Фрейдом, знаменитым врачом и психологом. Фрейд и Эйнштейн даже помогали ему с деньгами, а так же пытались понять и исследовать способности юного феномена. Гитлер считал Мессинга врагом номер один из-за его пророческих высказываний об исходе военных действий. Он предсказал дату окончания второй мировой войны — восьмого мая 1945 года.
Мессинг был лично знаком со Сталиным. Очень символично, что он рассказал заранее о смерти вождя, которая совпала с еврейским праздником Пурим. Как раз в то время Сталин начал гонения на советских евреев, но кончина не дала совершить ему это преступление.
Тяжелее всего давались Мессингу предсказания о смерти близких людей. Он точно знал день смерти своей жены, знал день своего ухода из жизни. Но ничего не мог с этим сделать.
Вольф Мессинг постоянно пытался разгадать загадку своего феномена. Для чего он наделен таким уникальным даром? Какая польза от его предсказаний, если он ничего не может изменить? Он утверждал, что знание своего будущего может стать фатальным для человека.
Умер Вольф Мессинг в 1974 году в Москве.
* * *
Будущий известный актер театра и кино Игорь Матвеевич Костолевский родился в 1948 году в Москве. Его родители — руководитель Всесоюзного объединения «Экспортлес» Министерства внешней торговли СССР Матвей Матвеевич и Витта Семеновна Костолевские.
Окончив ГИТИС, Костолевский поступил в труппу академического театра имени Вл. Маяковского, с которым была связана почти вся его сценическая карьера.
Костолевский начал сниматься в 1970 году, дебютировав в картине «Семья как семья». На сегодняшний день он снимался почти в 60 кинокартинах. Среди ролей Игоря Костолевского: Анненков в «Звезде пленительного счастья», Евгений Столетов в фильме «И это все о нем», Марин Мирою в «Безымянной звезде», Андрей Бородин в «Тегеране-43», Степан Верховенский в «Бесах» и др.
Игорь Костолевский – народный артист России, лауреат Премии Ленинского комсомола, Государственной премии РФ.. Является президентом российской национальной театральной премии «Золотая маска».
* * *
В 1955 году в Баку в еврейской семье родилась будущая эстрадная певица Лариса Александровна Долина (Кудельман, в первом браке Миончинская).
Хотя местом ее рождения был Баку, она считает себя одесситкой, потому что в Одессу переехала с родителями в трехлетнем возрасте. Там она получила первые уроки музыки, там же началась ее певческая карьера в эстрадном оркестре «Мы одесситы».
Она стала петь, когда ей исполнилось только 16 лет. Ей никто не мог помочь. Отец всю жизнь проработал стекольщиком на стройках, мама трудилась машинисткой. Детство Долиной – типично советское, в крохотной комнатенке в коммунальной квартире. Лариса никогда не скрывала своей национальности. В одном из интервью она скажет: «В школе меня иногда дразнили жидовкой. Бывало, я даже дралась из-за этого. Потом вычитала в словаре, что «жидовка» по-польски – «еврейка», и перестала обижаться».
Найти свое место в жизни ей помогли упорный труд и талант. Она работала солисткой во многих музыкальных коллективах СССР. Среди них – Государственный эстрадный оркестр Армении под руководством Константина Орбеляна, известный азербайджанский ансамбль Полада Бюльбюль-оглы, московский оркестр «Современник» Анатолия Кролла. Именно там состоялась карьера Долиной как джазовой певицы вопреки запрету в советское время исполнять джаз. А с 1985 года Лариса Долина стала выступать с сольными программами.
За год до этого певица получила приглашение исполнить одну из главных ролей в концертном произведении Альфреда Шнитке – кантате «История доктора Фауста». Шнитке назвал Долину лучшей исполнительницей этой роли. Затем ею были подготовлены несколько ярких сольных программ: «Контрасты», «Маленькая женщина», «Льдинка», «Я не нравлюсь себе», «Погода в доме».
В 1990 году в концертном зале «Россия» состоялась премьера рок-оперы «Джордано», в которой главную мужскую роль исполнил Валерий Леонтьев, а главную женскую – Лариса Долина. Она доказала, что ей одинаково подвластны и оперные партии, и романсы, и блюз, и джаз, и эстрадные песни. «Лучшая из певиц», – сказал о ней Мишель Легран. «Любимая из певиц», – уточнил Юрий Башмет.
За свою творческую жизнь Лариса Долина приняла участие во множестве престижных конкурсов, где завоевала немало призов и наград. Еще в 1991 году она была удостоена титула «Лучшая певица страны», и с тех пор почти каждый год получает это звание. В последние годы Лариса Долина является членом жюри многих конкурсов вокалистов и уже сама оценивает мастерство молодых исполнителей. Ей присвоили звание народной артистки России, назвали ее в числе 25 лучших женщин страны.
* * *
10 сентября 1993 года в кабинет премьер-министра Израиля Ицхака Рабина вносят письмо председателя Национального совета Организации освобождения Палестины (ООП) Ясера Арафата. В письме всего два предложения: «Господин премьер-министр! Организация освобождения Палестины признает право государства Израиль на существование в мире и безопасности. Организация освобождения Палестины отказывается от применения террора и любого вида насилия».

Ицхак Рабин, Билл Клинтон и Ясир Арафат, 13 сентября 1993. Вашингтон.
Это было воспринято в Израиле как знак надежды на мирную жизнь без взрывов автобусов, ресторанов, дискотек. Премьер-министр отвечает одним предложением: «Господин председатель! Правительство Государства Израиль признает Организацию освобождения Палестины как правомочного представителя палестинского народа».
Вскоре в Вашингтоне последует рукопожатие Рабина и Арафата на лужайке перед Белым домом, а в следующем году им и министру иностранных дел Израиля Шимону Пересу вручена Нобелевская премия мира.
Поначалу Национальный совет ООП принимает решение изменить Национальную хартию, так как она содержит требование вооруженной борьбы с Израилем. Однако, все эти события нисколько не помешали палестинцам и далее совершать террористические акты в Израиле и обстреливать его территорию самодельными и иными ракетами.
* * *
В 1900 году в Кишиневе в семье торговца родился русский поэт Довид Кнут (настоящее имя Давид Миронович Фиксман).
Как литератор Фиксман дебютировал в кишиневской прессе, где редактировал журнал «Молодая мысль». В 1920 году он поселился в Париже, где участвовал в кружках русских поэтов.
Кнут печатался в эмигрантских журналах, русско-еврейской газете «Рассвет» и других изданиях. В 1925 году он выпустил сборник, многие стихотворения которого проникнуты библейскими мотивами и реминисценциями, стремлением раскрыть философскую проблематику, связанную с историческими судьбами еврейского народа. В последующих сборниках «Вторая книга стихов», «Парижские ночи», «Насущная любовь» преобладают темы любви, одиночества, смерти, неприятия города, удрученности жизнью и несбыточности надежд.
Посещению Эрец-Исраэль в середине 1930-х гг. Кнут посвятил цикл «Прародина». Стихи Кнута, вначале близкие поэтике акмеистов, приобретают в дальнейшем более осязаемую предметность образов и афористичность, которая с особой силой проявилась в последних циклах, написанных преимущественно белым стихом.
В августе 1940 года Кнут совместно с А.Полонским создал еврейское движение Сопротивления во Франции (Еврейская армия, позднее — Еврейская боевая организация), деятельности которого посвятил исследование «Вклад в историю еврейского Сопротивления во Франции.
В 1949 году Довид Кнут репатриировался в Израиль и жил в Тель-Авиве, где в 1955 году и умер.
* * *
10 сентября 1903 года в Санкт-Петербурге газета «Знамя», редактируемая известным антисемитом П.Крушеваном, опубликовала «Протоколы сионских мудрецов» — литературную подделку, созданную по заданию тайной полиции России с целью доказать существование еврейского заговора для достижения мирового господства. Текст содержал 24 протокола якобы реальных подпольных заседаний еврейских представителей, обсуждающих стратегию захвата власти в мире. В конце концов, управление миром должно оказаться в руках назначенного тремя мудрецами царя Израильского из рода Давидова. Царь будет самодержавно править человечеством, а в случае его смерти или серьезной болезни мудрецы передадут власть своему очередному избраннику.
Инициатором создания «Протоколов» являлся, по всей вероятности, С.Рачковский, большой мастер политической провокации. В молодости он был народовольцем. Перейдя на штатную службу в охранку, Рачковский стал издавать при департаменте полиции и распространять черносотенные листовки; стал одним из инициаторов создания «Союза русского народа». Непосредственным составителем «Протоколов» считается М.Головинский — профессиональный литератор, который по заданию охранки занимался слежкой за русскими эмигрантами в Париже.
Исполнители подлога использовали памфлет М.Жоли «Диалог в аду между Макиавелли и Монтескье», который не касался ни еврейского вопроса, ни масонов. В нем в гротескной форме обличались тиранические устремления императора Наполеона III. Монологи духа Макиавелли о стратегии захвата власти взяты авторами «Протоколов» за основу выступлений сионских мудрецов. Плагиат из книги Жоли составляет почти половину текста «Протоколов».
Когда деятели правого лагеря предложили проект широкого использования «Протоколов» для политической борьбы в России, председатель Совета министров П.Столыпин велел провести секретное расследование и доложил императору о результатах, не оставлявших сомнений в подлоге. Тем не менее, эта фальшивка до сих пор используется как оружие пропаганды антисемитами во всем мире.
* * *
Еврейский историк, публицист и общественный деятель, один из классиков и создателей научной истории еврейского народа Семен Маркович (Шимен Меерович) Дубнов (также Симон Дубнов) родился в 1860 в Мстиславле Могилевской губернии.
По семейной легенде, Дубновы имели родственные узы с дворянским родом Перетц, члены которого ещё на рубеже XVIII—XIX вв. вошли в историю России, сначала как активные представители еврейского населения, а затем, после принятия православия, как русские политические и государственные деятели.
В 1893 году Дубнов опубликовал историко-философский этюд «Что такое еврейская история», в котором представил историю еврейского народа как историю развития еврейского национального духа.
В 1898 году Дубнов работает над крупными трудами по еврейской истории, первым из которых был «Учебник еврейской истории».
В 1900-х гг. начала выходить «Всеобщая история евреев», отдельное издание в 3-х томах. Четвертый том был издан под названием «Новейшая история еврейского народа, 1789—1881».
Монументальный труд Дубнова «Всемирная история еврейского народа» был опубликован впервые в немецком переводе, а затем на иврите и идише; полное издание книги в подлиннике на русском языке вышло в свет в Риге в 1934—1938 гг.
В 1930—1931 гг. в Тель-Авиве вышел в свет на иврите труд Дубнова «Толдот ха-хасидут» («История хасидизма», в переводе на немецкий язык философа и переводчика Арона Штейнберга), подведший итог длительному изучению Дубновым хасидского движения. Дубнов сотрудничал в «Джуиш энциклопедия» (1901—1905) и «Еврейской энциклопедии» (1908—1913; был соредактором первого тома).
Последние статьи Дубнова вышли накануне 2-й мировой войны: «Русско-еврейская интеллигенция в историческом аспекте» и «Пробуждение мировой совести и участь еврейства».
Доподлинно известно лишь, что Семена Дубнова убили в декабре 1941 года в одной из первых акций по уничтожению Рижского гетто.
* * *
Использованы сайты: ru.wikipedia.org, jewish-secret.com, isrageo.com