* * *
В 1873 году в Вене родился австрийский юрист, политический деятель, философ и социолог, один из основателей австромарксизма Макс Адлер.
В 1896 году Адлер получил докторскую степень и стал профессиональным юристом. Кроме того, он работал в сферах философии и социологии, а в 1920 году стал профессором социологии и социальной философии в Венском университете. Более 20 лет ученый был членом парламента от социал-демократической партии. С 1904 по 1925 год он вместе с другом и соратником Рудольфом Гильфердингом работал над критикой теории марксизма, результатом чего стала серия работ под названием «Исследование Маркса».
Первой теоретической работой Макса Адлера, привлекшей к нему внимание, было опубликованное в 1894 году исследование трудов Макса Штирнера под названием «Макс Штирнер. Вклад в установление отношений между социализмом и индивидуализмом». Это название определило поле теоретической деятельности Адлера на многие годы вперед. Макс Адлер рассматривал общество и социальные явления не только как продукт социальных взаимодействий, но и как априорные концепции человеческого разума. Он пытался подкрепить марксистскую диалектику принципами кантианства. Сочетая философский идеализм с социально-экономическим реализмом, Адлер пришел к детерминистической интерпретации марксизма и к ревизии политических концепций социализма. Он утверждал, что обострение классовых противоречий может склонить правящий класс к отказу от парламентской демократии.
Макс Адлер умер в Вене в 1937 году.
* * *
В 1908 году в Будапеште, в еврейской семье адвоката, родился будущий физик, руководитель американского проекта по созданию водородной бомбы Эдвард Теллер.
Окончив Лейпцигский университет, Теллер в течение нескольких лет работал в университетах Германии. Научным руководителем его диссертации был выдающийся немецкий ученый Вернер Гейзенберг. В начале 1930-х гг. Теллер проходил стажировку у Нильса Бора.
Приход Гитлера к власти в Германии и начавшиеся расовые «чистки» принудили молодого ученого, как и многих его коллег, к эмиграции. В 1935 году он был приглашен на должность профессора физики в Университет им. Джорджа Вашингтона в США.
В 1942 году Эдвард Теллер становится одним из ведущих участников «Манхэттенского проекта» по созданию атомной бомбы. Еще задолго до этого Теллер увлекся изучением энергетических процессов, происходящих в глубинах Солнца. Эти исследования и были положены им в основу разработки принципов термоядерного оружия.
В 1946–1952 гг. Теллер – профессор Чикагского университета и одновременно заместитель директора Лос-Аламосской лаборатории, где под его руководством ведутся работы по созданию водородной бомбы. Американцы первыми взорвали устройство, основанное на ядерном синтезе, но назвать это устройство «бомбой» было трудно. То, что было взорвано 1 ноября 1952 года на одном из Маршалловых островов в Тихом океане, имело размер просторного двухэтажного дома. В результате взрыва остров исчез с лица земли.
Теллера считали в американских политических и научных кругах «коршуном». Он придерживался откровенно антикоммунистических взглядов, выступал против запрещения ядерных испытаний, за создание более эффективных и дешевых видов атомного оружия, за развертывание лазерного оружия в космосе.
Кроме работ, связанных с атомным вооружением, Теллер успешно занимался исследованиями в области квантовой механики, ядерной физики, спектроскопии, физической химии, физики космических лучей и элементарных частиц.
Вопросы приоритета в науке – сфера чрезвычайно деликатная. И здесь Теллер проявил себя личностью незаурядной. В 1979 году он, которого все считали «отцом водородной бомбы», вдруг сделал неожиданное признание, заявив, что первую ее конструкцию создал не он, а его сотрудник и ученик Ричард Гарвин, которому было тогда всего 23 года. За собой Теллер оставлял лишь теоретическое обоснование опыта.
Эдвард Теллер умер в 2003 году в Стэнфорде (США, штат Калифорния).
* * *
Cоветский певец (бас) Ефрем Борисович Флакс родился в 1909 году в Санкт-Петербурге в семье фотографа.
После смерти отца до 1926 года Ефрем воспитывался в детском доме. Начав самостоятельную жизнь, Флакс сменил множество работ и профессий. Работал на шахте в Донбассе, затем переехал в Москву, позднее вернулся в Ленинград, где также занимался тяжелым трудом — был истопником, землекопом, извозчиком.
На первом курсе обучения в консерватории был приглашен Исааком Дунаевским в Ленинградский мюзик-холл для исполнения нескольких его песен. Выступал также с джаз-оркестром Александра Цфасмана.
После окончания Ленинградской консерватории Ефрем Флакс становится солистом филармонии, где проработает долгих 35 лет.
С началом Отечественной войны Флакс записывается добровольцем в народное ополчение, а позднее командируется на фронт, в Ансамбль песни и пляски Северо-Западного фронта. Много работает и на Ленинградском радио. Ефрем Флакс стал первым исполнителем многих песен таких советских композиторов, как Георгий Свиридов, Василий Соловьев-Седой, Борис Мокроусов, Константин Листов, Тихон Хренников, Матвей Блантер и др.
«Ефрем Борисович Флакс — один из талантливейших певцов нашего времени. В его пении подкупает тщательная отделка деталей при сохранении цельного музыкального образа. И трагизм, и лирика, и юмор ему всегда удаются очень хорошо. Многие из советских композиторов обязаны ему за внимательный, чуткий и артистический подход к их творчеству», — сказал о Ефреме Флаксе композитор Дмитрий Шостакович.
Ефрем Флакс умер в 1982 году в Санкт-Петербурге.
* * *
15 января 2020 года исполняется 112 лет со дня рождения талантливого белорусского скульптора, народного художника Беларуси, народного художника СССР, академика Национальной академии наук Беларуси, действительного члена Академии художеств СССР, Героя Социалистического Труда Заира Исааковича Азгура.
Заир Азгур — патриарх белорусского изобразительного искусства, автор многочисленных психологических портретов деятелей культуры, ученых и рабочих, писателей и поэтов, известных государственных и общественных лидеров, философов и мыслителей, революционеров и борцов за народное счастье разных стран и эпох, героев Великой Отечественной войны и партизанского движения. Он является автором скульптурного ансамбля на площади Якуба Коласа и композиции «Слава погибшим воинам» на одной из граней монумента Победы в Минске.
Переломным моментом в жизни скульптора стала учеба в студии живописца и педагога Юделя Пэна. Затем последовала учеба в Витебском художественном техникуме. Профессиональное образование Заир Исаакович получал в Ленинградском высшем и Киевском художественных институтах, Тбилисской академии искусств.
Свою творческую деятельность в Минске Заир Азгур начал в 1930 году. Уже в 1920-е годы им были созданы скульптурные портреты белорусских просветителей Франциска Скорины, Василия Тяпинского, белорусского писателя Змитрока Бядули. В 1932-1933 годах скульптор работал над портретами Феликса Дзержинского, Александра Мясникова и Гракха Бабефа для Дома правительства в Минске. Также в 1930-е годы им были созданы серии портретов государственных, партийных деятелей Григория Орджоникидзе, Иосифа Сталина, Елены Стасовой, а также деятелей культуры Ларисы Александровской, Якуба Коласа, Янки Купалы. В 1938 году скульптор создал портреты Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина.
В период Великой Отечественной войны Заир Азгур поменял резец скульптора на карандаш графика и принял участие в оформлении плаката-газеты «Раздавім фашысцкую гадзіну». В 1942-1944 годах он работал при Центральном штабе партизанского движения в Москве, где создал галерею портретов героев войны — Льва Доватора, Андрея Еременко, Георгия Жукова, Константина Рокоссовского и других.
В послевоенные годы рядом с героической темой в творчестве Азгура большое место занимала историческая тема. Герои Азгура — самые разные. Практически каждого из них он знал лично.
Но не только портретный жанр привлекал Заира Исааковича. Широко известны его достижения в монументальной скульптуре: ансамбль-памятник Якубу Коласу в Минске, многочисленные монументы и памятники-бюсты государственным деятелям, героям-патриотам и созидателям — Петру Машерову, Сергею Грицевцу, Янке Купале и другим.
Умер Заир Азгур в 1995 году в Минске. В столице Беларуси был создан «Мемориальный музей З.И.Азгура».
* * *
Выдающийся балетмейстер Леонид Вениаминович Якобсон родился в 1904 году в Санкт-Петербурге.
Якобсон окончил Ленинградское хореографическое училище. В 1926–33 гг. был артистом Ленинградского театра оперы и балета, в 1933–42 гг. — солистом балета и балетмейстером Большого театра в Москве. После войны вернулся в Ленинградский театр оперы и балета, был балетмейстером театра.
Среди лучших постановок Якобсона — балет «Спартак» Арама Хачатуряна (1956, Ленинградский театр оперы и балета; 1962, Большой театр), отличавшийся, по выражению Майи Плисецкой, «как и каждый его балет, безукоризненным чувством стиля».
Якобсон — один из крупнейших балетмейстеров ХХ века, однако постоянно находившийся в оппозиции общим направлениям развития советского балета. В молодости Якобсон отрицал классический танец, в зрелости стал инициатором возвращения в балет танцевальной пластики.
Зажатый в тиски советского официоза, Якобсон не смог проявить себя в полной мере, хотя идеи его нашли продолжение в работах лучших современных мастеров балета — Майи Плисецкой, Мариуса Лиепы, Михаила Барышникова, Рудольфа Нуриева и др.
Умер Леонид Якобсон в 1975 году в Москве; похоронен в Ленинграде (теперь Санкт-Петербург).
* * *
Использованы сайты: belta.by, ru.wikipedia.org, isrageo.com, eleven.co.il
Похожие статьи
Оставить комментарий