* * *
В 1877 году в Москве в семье врача родился Семен Людвигович Франк — известный философскими трудами.
Семен вырос в доме своего деда, одного из основателей еврейской общины Москвы, который пытался дать внуку начатки еврейского религиозного образования. На смертном одре дед просил 14-летнего внука продолжить изучать язык иврит и Тору. Впоследствии Франк писал, что хотя в буквальном смысле он этой просьбы не выполнил, но все же оставался верен религиозным основам, заложенным дедом.
В юности Франк увлекся марксизмом, главным образом его подчеркнутым объективизмом и наукообразной формой, а не революционным пафосом. Франк поступил на юридический факультет Московского университета, однако почти не посещал лекций, а занимался теоретическими спорами в марксистских кружках и даже пропагандой социал-демократических идей в рабочей среде. Со временем он отошел от революционной деятельности и занялся научной критикой экономической теории Карла Маркса. В 1899 году Франк был арестован за участие в студенческих волнениях и выслан из Москвы на два года без права проживания в университетских городах. Пришлось слушать лекции по политической экономии и философии в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах.
В Германии молодой философ написал книгу «Теория ценности Маркса и ее значение. Критический этюд», которая привлекла внимание ученых-экономистов. Франку предложили подготовку к профессуре в Санкт-Петербургском политехническом институте. Однако он отверг это предложение, так как оно было обусловлено принятием им христианства.
В 1901 году Франк вернулся в Россию и, сдав государственные экзамены в Казанском университете, получил степень кандидата. Главным предметом его исследований стала философия. Он напечатал в сборнике «Проблемы идеализма» свою первую философскую статью «Фр. Ницше и этика любви к дальнему», где попытался примирить противоположные этические принципы — любовь к ближнему и «любовь к дальнему». За ней последовала статья «Этика нигилизма», где Франк подверг критике свойственное русской радикальной интеллигенции умонастроение «нигилистического морализма» и противопоставил ему призыв к «творческому, созидающему культуру религиозному гуманизму». В 1915 году вышла в свет книга «Предмет знания». Главная мысль книги — идея неразрывной связи между знанием и бытием. Анализ человеческого знания приводит Франка к выводу, что в познании непосредственно открывается само «абсолютное бытие», «металогическое всеединство». В «Предмете знания» философ весьма близко подошел к пантеистическому отождествлению Бога и мира.
Параллельно с формированием философских взглядов Франка происходил и процесс его религиозного самоопределения. Если ранее от принятия христианства его удерживали этические соображения, то в 1912 году он «стал христианином, веруя, что этим не порывает, а, наоборот, укрепляет духовную связь со своим прошлым».
Годы Первой мировой войны Франк провел в Петрограде и работал над книгой «Душа человека», посвященной философской психологии. Франк рассматривал глубинное измерение человеческой души, ее онтологическую природу, которая представляет собой как бы отражение единства Абсолютного в некоем субстрате, характеризуемом чистой потенциальностью.
Накануне Октябрьского переворота Франк стал деканом и ординарным профессором историко-философского факультета Саратовского университета. Осенью 1921 года он переехал в Москву, стал профессором Философского института, который выделился из Московского университета в особое учебное заведение. Однако, в 1922 году Франк в числе других представителей русской мысли, неугодных советской власти, был выслан за пределы России.
Поселившись в Берлине, Франк стал одним из создателей Русского научного института. На основе прочитанных им в Берлине лекций написаны две книги — «Крушение кумиров» и «Смысл жизни». Свою социальную философию Франк изложил в книге «Духовные основы общества», где он утверждал примат социального единства «мы» над индивидуальным «я».
Приход нацистов к власти в Германии заставил Франка ощутить свою связь с еврейством. Лишившись возможности преподавать в Берлинском университете, он покинул Германию и переселился в Париж. Там вышла в свет самая зрелая книга Франка — «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии».
В годы Второй мировой войны Франк жил на юге Франции, скрывая свое еврейское происхождение. В эти годы он написал книгу «С нами Бог», в которой изложил свое либеральное понимание христианства. В написанной тогда же книге «Свет во тьме» приведен опыт христианской этики и социальной философии. Франк попытался объяснить и преодолеть в ней противоречие между видимым господством зла в мире и религиозным опытом, свидетельствующим о реальности Царства Божия и абсолютной мощи Святыни. Франк провел в этой книге различие между совершенствованием мира, которое по силам человеку, и спасением мира, которое возможно лишь актом Божественной благодати. Смешение этих задач, попытка установления некоего идеального порядка, осуществляемого принудительно, составляет, по Франку, «ересь утопизма», проявлениями которой являются большевизм и национал-социализм.
Семен Франк умер в 1950 году в Лондоне.
Философская система Франка проникнута глубокой религиозностью, но она не конфессиональная, «православная философия». Многими своими аспектами она соприкасается с идеями крупнейших представителей еврейской философии XX века.
* * *
В 1948 году в Берлине в семье крупного чиновника ГДР еврейского происхождения родился германский левый политический деятель Грегор Гизи.
По окончании юридического факультета Берлинского университета Грегор Гизи стал практикующим адвокатом, среди клиентов которого были и диссиденты, критиковавшие государственный строй ГДР.
Начав политическую карьеру в конце 1960-х гг. в качестве ортодоксального члена правящей в ГДР Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), Гизи в конце 1980-х гг. присоединился к протестному движению в ГДР, требовавшему либерализации режима по примеру перестройки, происходившей в СССР. В 1990 году, уже после объединения Германии, он был избран председателем реформированной СЕПГ, переименованной в Партию демократического социализма (ПДС).
На всеобщих парламентских выборах в Бундестаг объединенной Германии, прошедших 16 октября 1994 года, Гизи был избран в состав парламента в числе 30 депутатов от ПДС. В 1998 году он покинул пост председателя партии, оставаясь в 1998–2000 гг. лидером ее парламентской фракции. Отставка с поста председателя партии была вызвана скандалом, связанным с обнародованием материалов о якобы имевшем место сотрудничестве политика со Штази.
После того как в 2007 году состоялось объединение левых сил Германии в Левую партию, Гизи стал одним из ее лидеров и сопредседателем ее парламентской фракции.
В 2013 году перед парламентскими выборами прокуратура Германии вновь начала расследование предполагаемого сотрудничества политика со Штази. Вскоре из-за отсутствия значимых доказательств (суды приняли во внимание, что подписи Гизи под документами так и не были обнаружены) дело зашло в тупик и было прекращено, а сам Гизи в очередной раз был избран в Бундестаг, где до недавнего времени был председателем фракции Левой партии, имеющей 10 процентов мест.
Грегор Гизи известен как сторонник социального государства, он скептически воспринимает либеральную экономическую модель, блоковое мышление и евроатлантизм.
* * *
В 1888 году в Москве в семье еврейского купца первой гильдии родился русский писатель и литературовед Осип Максимович Брик.
Брик окончил юридический факультет Московского университета. В 1912 году женился на Лиле Юрьевне Каган.
С 1918 года Брики и поэт Владимир Маяковский жили одной семьей.
Осип Брик был одним из основателей Общества изучения поэтического языка (ОПОЯЗ) и издателем его «Сборников по теории поэтического языка». В 1917 году Брик опубликовал свое новаторское исследование «Звуковые повторы», в котором проанализировал звуковую структуру поэтической речи Александра Пушкина и Михаила Лермонтова.
В 1919–1920 гг. Брик принял активное участие в деятельности Московского лингвистического кружка. Хотя он опубликовал лишь несколько работ по исследованию поэтической речи (вторая из наиболее существенных работ Брика в этой области – «Ритм и синтаксис»), его глубокое проникновение в проблемы поэтической структуры оказало сильное влияние на представителей формальной школы в русском литературоведении. Вместе с Маяковским Брик редактировал авангардистские издания «Искусство коммуны», «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ».
В середине 1920-х гг. Брик развивал «теорию социального заказа» и стал автором нескольких важных работ по социологии искусства, а также острых критических статей, направленных против эпигонов толстовского реализма среди так называемых пролетарских писателей.
В соавторстве с Владимиром Маяковским Осип Брик написал пьесу «Радио-октябрь». Он автор нескольких киносценариев (самый известный из них – «Потомок Чингисхана») и многих оперных либретто. Публицистический роман Брика «Еврей и блондинка» так и не был опубликован.
Осип Брик умер в Москве в 1945 году.
* * *
Дочь Карла Маркса и деятельница социалистического и женского движений Великобритании, суфражистка Элеонора Эвелинг (Маркс) родилась в 1855 шоду в Лондоне.
С ранней молодости Элеонора была помощницей и секретарем отца, писала в английских газетах театральные заметки и различные наброски беллетристического и публицистического характера; была в то же время деятельным социалистическим агитатором.
Элеонора Эвелинг участвовала в правке третьего издания «Капитала». Ее задачей была правка и перевод цитат, приведенных в оригинальной рукописи. Пригласил ее к работе над изданием Фридрих Энгельс.
Семейная жизнь Элеоноры сложилась крайне неудачно; муж (Эдуард Эвелинг) изменял ей на каждом шагу, кутил, оставлял ее без гроша денег, оскорблял ее и прямо, и всем своим поведением. Детей у них не было. Все ее письма последнего периода жизни дышат мрачным отчаянием; о смерти она говорит, как о желанной избавительнице. Наконец, будучи в Лондоне, в возрасте 43 лет, 31 марта 1898 года она отравилась, приняв синильную кислоту.
* * *
В 1956 году родился Дэвид Копперфильд (настоящее имя Дэвид Сет Коткин) — знаменитый американский иллюзионист и гипнотизер, известный своими зрелищными фокусами с оригинальными комментариями. Копперфильд также известен под прозвищем «Давино». Существуют публикации, разоблачающие некоторые его трюки.
Разработкой фокусов Копперфильда занимаются известные иллюзионисты, во главе которых сам Копперфильд, а также Дон Вэйн, Аллан Аллан, Крисс Кеннер, Девид Блейн и Гомер Ливаг. Также есть специалист по танцам (Джоан Спина) и по освещению (Боб Дикинсон), и многие другие. Некоторые могут сказать, что на Копперфильда работает Сет Коткин, так как его имя периодически возникает в титрах шоу, но это тот же Дэвид Копперфильд, подписавшийся настоящей фамилией и вторым именем.
* * *
Использованы сайты ru.wikipedia.org и isrageo.com
Похожие статьи
Оставить комментарий