* * *
В 1932 году в чешском городе Часлов в семье профессора педагогики родился чешский и американский кинорежиссер Милош Форман.
Родители Милоша погибли в нацистском концлагере, и мальчик воспитывался у родственников. В своей автобиографической книге «Разворот» Форман пишет, что после войны он обнаружил, что его биологическим отцом являлся еврейский архитектор Отто Кон, в 1940-х гг. осевший в США.
Милош окончил Пражскую академию музыки и драматического искусства, с середины 1950-х гг. принимал активное участие в создании пражского театра синтетического искусства «Латерна магика» («Волшебный фонарь»), включавшего элементы музыки, танца, пантомимы и кино, был одним из сценаристов и режиссеров этого театра. В 1965 году дебютировал как кинорежиссер в двух документальных фильмах под общим названием «Конкурс»: «Соревнование талантов» и «Если бы не было музыки». Фильмы были посвящены молодежи, увлекающейся джазом и демонстрирующей свое искусство перед профессиональным жюри. В 1964 году Форман поставил полнометражный фильм «Черный Петр» («Петр и Павла») — кинокомедию, проникнутую лукавым чешским юмором в духе Ярослава Гашека.
Фильм достоверно передавал бесцветную жизнь простых людей, затрагивал проблему конфликта поколений. В нем снимались как профессиональные, так и непрофессиональные актеры. Использование рок-музыки в фильме воспринималось в те годы как символ протеста.
Продолжая работать в этом стиле, Форман поставил еще два фильма: «Ласки блондинки» и «Бал пожарных» («Горит, моя барышня»). Они стали революционными событиями в чешском кино. Его картины были запрещены на родине, но куплены для проката во Франции и с успехом шли в разных странах. Фильм «Черный Петр» получил первую премию на Международном кинофестивале в Локарно.
Картины Формана были выдвинуты и на премию «Оскар». Он стал признанным лидером «чешской волны» в кино, представленной такими режиссерами, как Иван Пассер, Иржи Менцель и др. Это направление связано с периодом так называемой Пражской весны. Когда советские войска в августе 1968 года вторглись в Чехословакию, Форман находился во Франции, где снимал новый фильм. Оттуда он переехал в США, и начался новый период творчества режиссера. Его первая картина на английском языке «Отрыв» (премия Международного кинофестиваля в Канне), посвященная постоянной для Формана теме конфликта поколений, была снята в жанре сатирической комедии. Смешная, но в то же время безжалостная и язвительная, она была принята американскими зрителями настороженно.
В 1975 году Форман снял фильм «Полет над гнездом кукушки» (экранизация романа Кена Кизи). Картина была удостоена пяти премий «Оскар». Ее герой — борец против удушающей диктатуры персонала психиатрической больницы. Достоверные реалии больничной жизни воспринимаются в фильме как метафора противостояния свободного человека подавляющей общественной системе.
В фильме-мюзикле «Волосы» Форман экранизировал знаменитый бродвейский спектакль 1967 года. Фильм затрагивает темы войны во Вьетнаме, студенческих волнений, стихийного бунта движения хиппи, настроения которого были близки режиссеру. «Волосы» — подлинный реквием мечтам и надеждам «бунтующих 60-х».
Фильм Формана «Рэгтайм» — экранизация антирасистского романа американского писателя Эдгара Лоуренса Доктороу. Фильм «Амадей» поставленный по пьесе английского драматурга Питера Шеффера — свободная трактовка истории о соперничестве Сальери и Моцарта.
Фильм «Вальмон», экранизация романа француза Шодело де Лакло «Опасные связи», жившего в XVII-XVIII вв. полон французского изящества, окрашенного присущей Форману иронией. Фильм «Народ против Ларри Флинта» основан на фактах биографии издателя скандального порнографического журнала «Хаслер». Форман как бы утверждает, что аморализм — неизбежная плата за свободу слова. Фильм отличается идейной остротой и парадоксальностью, хотя в нем нет эмоциональной силы и тонкой иронии, свойственных режиссеру. Он получил премию «Золотой медведь» на Международном кинофестивале в Берлине.
В основе фильма Формана «Человек на Луне» лежит реальная биография американского комика Энди Кауфмана, который превратил свою жизнь в шутовскую игру.
С 1975 года Милош Форман — гражданин США. С того же года он профессор и один из директоров отделения кинематографии Колумбийского университета (Нью-Йорк).
Умер Милош Форман в США (город Данбери) в 2018 году.
* * *
Композитор, музыкант, поп-певец, актер Аркадий Семенович Укупник родился в 1953 года в Каменец-Подольском (Украинская ССР).
Учился в музыкальной школе по классу скрипки. В 1970 году будущий певец и композитор поступил в Московское высшее техническое училище имени Баумана на специальность «Оборудование и технология сварочного производства». Позже окончил Московское областное музыкальное (Царицынское) училище по классу бас-гитары.
Играл в джаз-ансамбле под управлением Игоря Брюта, ансамбле под управлением Юрия Антонова, ансамбле под управлением Стаса Намина, оркестре Леонида Утесова и группе «Джаз-Атака».
С 1978 по 1983 гг. Укупник работал в Камерном еврейском музыкальном театре, играл на бас-гитаре, практиковался там как актер. Пел на идиш в спектакле-мюзикле «Черная уздечка для белой кобылицы» Юрия Шерлинга, там же пела Лариса Долина в дуэте с чернокожим певцом Вейландом Родом.
Укупник начал композиторскую деятельность песней «Рябиновые бусы» для Ирины Понаровской. Известность ему принесла работа с Ларисой Долиной, Владимиром Пресняковым (младшим), Кристиной Орбакайте. Писал песни для Аллы Пугачевой, Натальи Ветлицкой, Татьяны Овсиенко. Сотрудничал с Владом Сташевским, Вадимом Казаченко, Любовью Успенской, Михаилом Шуфутинским.
* * *
Использованы сайты ru.wikipedia.org и isrageo.com