* * *
18 октября 1942 года немецкими оккупантами было полностью уничтожено Брестское гетто.
Утром 15 октября 1942 года гетто было окружено автомобилями с жандармами. Эти грузовики встали через каждые 10 метров, а через каждые три машины стояли танкетки. В городе начались облавы, а хутора вокруг города, находившиеся около леса, были подожжены. В оцеплении оказался весь Брест, вооруженные усиленные патрули стояли на каждой улице и на каждом выезде из города. Возле каждого из трех ворот гетто были установлены пулемёты и находились усиленные наряды охраны.
В гетто часть жителей стала прятаться в заранее подготовленных убежищах, но почти никому не удалось скрыться — немцы и полицейские вламывались в дома с собаками, находили всех скрывающихся, вытаскивали их на улицу и расстреливали. Некоторые евреи не желали умирать от рук нацистов и коллаборантов, и сами до их прихода убивали своих детей и себя. Остальных узников собрали в колонны и под конвоем немцев и полиции уводили в сторону крепости. Там обреченных людей грузили в товарные вагоны и увозили на смерть к Бронной горе.
В период с 15 октября по 18 октября 1942 года Брестское гетто было полностью уничтожено. На улицах лежало множество тел убитых. Массовые расстрелы прошли на кладбище на стыке улиц Московской и Долгой (ныне Куйбышева), во дворе дома № 126 на улице Долгой (ныне между улицами Куйбышева и Карбышева), около 5000 евреев расстреляли возле больницы на улице Интернациональной. Также были убиты 90 еврейских детей в детском доме № 2 и 64 еврея в доме престарелых. В результате было уничтожено подавляющее большинство евреев Бреста. В живых из всех узников гетто осталось 19 (по другой информации, 17) человек.
В разгромленном гетто шла охота на немногих уцелевших евреев. Колодцы были перекрыты колючей проволокой, чтобы не дать возможности спасшимся добраться до воды. Сумевших сбежать ловили в ближайших деревнях и убивали. Только в Мотыкалах в течение октября — ноября 1942 года были пойманы и расстреляны на территории кладбища более 500 человек, сбежавших из Брестского гетто.
В акте Чрезвычайной государственной комиссии «О злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в Бресте» на основании показаний многочисленных свидетелей зафиксировано: «Евреи шли на смерть с чувством высокого достоинства и величайшего презрения к зверям-немцам. Даже маленькие дети не плакали и вели себя спокойно».
* * *
Французский философ Анри-Луи Бергсон родился в 1859 году в Париже. Со стороны отца Бергсон ведет свой род от польских, а со стороны матери — от ирландских и английских евреев.
Анри-Луи получил еврейское религиозное образование. Однако в возрасте 14 лет начал разочаровываться в религии и к шестнадцати годам потерял веру: Бергсон окончил Высшую нормальную школу.
В 1900 году Бергсон назначен профессором философии в Коллеж де Франс. Его лекции пользовались популярностью, их посещала элита парижского общества. Лекции Бергсона, как и его книги, особенно «Творческая эволюция», отличались блестящим стилем и принесли ему славу во Франции и за рубежом. В 1927 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.
В большинстве работ Бергсона рассматриваются и развиваются понятия «длительности» и «движения» как опыта, постигаемого интуицией, когда она освобождается от ограничений, которые налагаются интеллектом на постигающего и постигаемое. Согласно Бергсону, èlan vital, актуальная длительность жизненного импульса, является основным элементом вселенной, в то время как материя и сознание — лишь преходящие проявления или создания центрального потока. С помощью интуиции, которая составляет сущность памяти, человек постигает свою личную сущность как жизненную и сознательную длительность и аналогично постигает творческую длительность, которая представляет абсолютную реальность. Бергсон рассматривал интуицию как единственное средство, способное вернуть первоначальную гибкость окаменелым научным методам и приблизить их к реальности. Интуиция, утверждает Бергсон, дает «непосредственное» восприятие истины вне процесса чувственного и рационального познания и лежащей в его основе практики.
В 1940 году, после капитуляции Франции, Бергсон возвратил все свои ордена и награды и, отвергнув предложение французских властей исключить его из эдиктов, направленных против евреев, простоял много часов в очереди (будучи слабым и больным), чтобы зарегистрироваться евреем.
В последние годы жизни Анри-Луи Бергсон склонялся к католицизму, но оставался в еврействе, чтобы подчеркнуть свою солидарность с преследуемыми.
Анри-Луи Бергсон умер в оккупированном немцами Париже в 1941 году.
* * *
Российский и советский педагог, историк, этнограф, лингвист Исаак Самуилович Кая родился в 1887 году в Феодосии (Крым) в семье мелкого лавочника Шомеля (Самуила) Кая, торговавшего керосином. В 1894 году семья переехала в теперешний Белогорск, где Исаак поступает в местную Талмуд-Тору.
Исаак Кая получил учительское образование в Вильно (теперь – Вильнюс, Литва) и вернулся домой, где организовал и возглавил первую школу (талмуд-тору) для детей крымчаков, в которой вёл обучение на родном языке. Одновременно создал курсы по ликвидации неграмотности среди взрослого населения города.
После революции и завершения Гражданской войны Кая работал в системе органов просвещения Крыма, совмещая преподавательскую деятельность с научно-исследовательской и научно-методической работой.
Все годы, до конца жизни, Исаак Кая работал педагогом, преподавателем физики и математики старших классов общеобразовательной школы и вел научно-исследовательскую работу по истории и этнографии крымчаков. Им изданы первый букварь и учебник для начальных классов на крымчакском языке.
Последнее место работы Каи — средняя школа №30 Ленинского района Одессы.
Исаак Кая умер в 1956 году в Одессе.
* * *
В 1905 году в Киеве началась очередная волна погромов, спровоцированная Манифестом императора России о свободах.
После опубликования царского манифеста от 17 октября 1905 года крупнейшие в истории царской России еврейские погромы охватили южные и юго-западные губернии черты оседлости. В октябре 1905 года произошло до 690 погромов в 102 населенных пунктах. Жертвы были разной этнической принадлежности, но большинство — евреи. Наибольшее число погромов произошло в Черниговской губернии.
Во время октябрьских погромов 1905 года было убито более 800 евреев (не считая умерших вскоре от последствий погромов); материальный ущерб оценивался более чем в 70 млн рублей; по другим данным погибло около 4, ранено — 10 тысяч человек. В Одессе погибло свыше 400 евреев, в Ростове-на-Дону — свыше 150, в Екатеринославе — 67, Минске — 54, в Симферополе — свыше 40, в Орше — свыше 30.
* * *
Использованы сайты eleven.co.il, ru.wikipedia.org
Похожие статьи
Оставить комментарий