* * *
19 марта 1933 года в Ньюарке (США) в традиционной еврейской семье родился будущий писатель Филип Милтон Рот.
Писатель удостоен Национальной литературной премии, премии Американского института искусств и литературы и др. наград.
В середине 1950-х гг. в популярных американских журналах были опубликованы первые рассказы Рота о жизни американских евреев, которые впоследствии вошли в книгу «Прощай, Колумб». Сатирическое изображение конфликта молодого еврейского интеллектуала с обывательской средой вызвало разноречивые отклики критиков: одни восхищались мастерством Рота-сатирика, другие считали, что он играл на руку антисемитам.
Широкую известность принес Роту роман «Жалоба Портного», переведенный впоследствии на ряд иностранных языков. Книга написана от лица Александра Портного, преуспевающего американского юриста-еврея, который рассказывает психоаналитику о своем детстве, сексуальных и других комплексах, давая волю необузданным, часто непристойным, фантазиям. Сам герой считает, что его психика изуродована нездоровым укладом жизни в еврейской семье, с ее подозрительностью к неевреям, приверженностью к бессмысленному ритуалу и т.п., а особенно властной и назойливо заботливой матерью, образ которой написан в крайне гротескной манере, но не без нежности. В образе Портного автор подчеркивает те черты, которыми, по его мнению, обладает живущий в диаспоре еврей: интеллектуальность и нерешительность, самомнение и в то же время отвращение к себе. Двойственностью проникнуто и отношение героя к Израилю, которым он восхищается, но, воспринимая молодежь Израиля как полную противоположность евреям галута, не находит в нем себе места.
Вначале 1970-х гг. Рот обратился к жанру политической сатиры в произведениях «Наша шайка» и «Большой американский роман», в котором обличается склонность американцев к мифологизации и фальсификации истории.
Все книги Филипа Рота носят более или менее выраженный автобиографический характер. Нередко их главный герой — писатель, который, подобно автору, рассказывает собственную историю. Таковы романы «Грудь», «Моя жизнь как мужчины», «Профессор желания». В последнем романе впервые появляется образ писателя-еврея Натана Цукермана. Истории его жизни, творческим и духовным исканиям посвящен цикл «Скованный Цукерман», в который входят романы «Писатель-призрак», «Освобожденный Цукерман», «Урок анатомии» и заключительная новелла «Пражская оргия». К саге о Цукермане примыкает роман «Жизнь наоборот». Цукерман перед смертью пишет произведение, где пытается проиграть другой вариант собственной судьбы, хотя делает героем не себя, а своего младшего брата Генри — преуспевающего дантиста. В книге Цукермана Генри под влиянием тяжелой болезни во время душевного кризиса проникается религиозным чувством, переезжает в Израиль и обосновывается в религиозном поселении.
В автобиографическом произведении «Факты» Филип Рот ставит перед собой задачу дать «каркас своей жизни независимо от литературы», однако «факты» отобраны таким образом, чтобы показать эпизоды жизни, сформировавшие не столько человека, сколько писателя. Роман «Обман» продолжает тему взаимоотношений автора и героя-двойника, жизни и литературы. Роман построен на диалогах двух людей, один из которых — автор книги о Цукермане. Здесь, как и в других последних произведениях Рота, свойственные ему прежде сарказм, «черный юмор» и эпатирующая резкость уступают место мягкой иронии, а подчас и пронзительному лиризму. Обман литературы предстает как высшая реальность, тогда как жизнь с ее изменами и обманами — лишь средство для литературного творчества. Автобиографическую линию продолжает книга «Наследие» — рассказ о мучительной смерти отца героя.
Бурные дискуссии в литературных кругах США вызвала книга Рота «Операция Шейлок», в которой проводится идея, заключающаяся в необходимости возвращения ашкеназских евреев из Израиля в Европу в силу обреченности государства Израиль и неизбежности новой Катастрофы. Эти мысли автор вложил в уста своего двойника.
Произведения Филипа Рота сложны и многоплановы. Его творчество вписано в широкий контекст мировой культуры, в его произведениях чувствуется влияние таких писателей, как Н.Гоголь, Ф.Кафка, Д.Джойс, А.Чехов, И.Бабель. Живой, образный, изобилующий идишизмами и гебраизмами, язык ярко воспроизводит речь разных этнических групп и социальных слоев.
Филип Рот скончался в 2018 году в Нбю-Йорке.
* * *
В 1832 году в словацком городе Нидермаркт (ныне Дунайска-Стреда) в бедной еврейской семье родился венгерский путешественник и востоковед Арминий Вамбери (Герман Вамбергер).
Воспламененный мечтой открыть предполагаемую родину венгров в Азии, 20-летний Арминий поехал в Стамбул. Приняв ислам, Вамбери стал секретарем Мехмеда Фауда-паши, занимавшего пост министра иностранных дел Турции. За время своего пребывания в Турции Вамбери изучил значительное число восточных языков и диалектов и опубликовал ряд лингвистических работ.
Вамбери предпринял на средства Венгерской академии наук путешествие по Ирану и Средней Азии. Он присоединился под видом дервиша к партии паломников, возвращавшихся в Среднюю Азию из Мекки, и побывал в Туркменистане, Хиве, Бухаре, Самарканде и Герате. Его «Путешествия и приключения в Средней Азии» до сих пор служат ценным источником для изучения Средней Азии.
Возвратившись из путешествия, Арминий Вамбери посетил Лондон, где был принят как знаменитость. После недолгого пребывания в Париже он, приняв протестантство, в 1865 году стал профессором восточных языков в Будапештском университете.
Вамбери оставил ряд ценных работ по восточной лингвистике (главным образом тюркологии), истории и этнографии. Он написал также много книг и памфлетов политического характера, главным образом об англо-русском соперничестве в Азии; был русофобом и ярым сторонником утверждения британского владычества на Востоке. Вамбери оказал помощь сионистскому движению на его начальной стадии, способствовал встрече Теодора Герцля с султаном Абдул-Хамидом в 1901 году.
Арминий Вамбери умер в 1913 году в Будапеште.
* * *
В 1923 году Оргбюро ЦК РКП(б) распорядилось легализовать левое крыло организации «Гехалуц», действовавшее на территории России (РСФСР).
Сталин настоял на включении в это решение, которое не затрагивало Украину и Белоруссию, пункта о предоставлении ГПУ «права бороться с контрреволюционными элементами» в случае их выявления в легальной части «Гехалуц».
«Гехалуц» («Пионер») — организация, созданная для подготовки еврейской молодежи старше 18 лет к труду и вооруженной борьбе в Палестине и заявивший о себе в России в начале 1918 года на учредительном съезде в Харькове. Руководителем всероссийской организации «Гехалуц» был избран соратник Жаботинского по мобилизации еврейской военной помощи союзникам Иосиф Трумпельдор.
«Гехалуц» открыла свои отделения в Харькове, Москве и Петрограде и сразу же развернула вербовку еврейской молодежи и ее отправку через Одессу в Палестину, откуда, под руководством Менахема Усышкина, координировалась эта работа. Поскольку советские власти отнеслись негативно к такого рода активности, в январе 1919 года, по решению проходившей в Петрограде конференции «Гехалуц», его ЦК был переведен из Москвы в Минск, столицу «независимой Литовско-Белорусской Социалистической Советской республики». Однако не прошло и года, как и там «Гехалуц» оказалась под запретом. После этого Трумпельдор был вынужден возвратиться в Палестину, а его детище в России перешло на нелегальное положение.
В 1928 году «Гехалуц» была запрещена не только де-факто, но и де-юре.
Имущество Гехалуца власти передали Обществу по распространению среди евреев ремесленного и земледельческого труда.
* * *
Использованы сайты isrageo.com, ru.wikipedia.org