* * *
Композитор, пианист и дирижер Мориц (Мавриций) Мошковский родился в 1854 году в Бреслау (сейчас – Вроцлав, Польша). Его родители, Исаак (Ицик-Исруэл) и Саломея Хиршберг, переехали в Бреслау вскоре после рождения старшего сына — в будущем известного писателя-сатирика Александра Мошковского.
Ранние оркестровые произведения Мошковского имели некоторый резонанс, но настоящую известность ему принесли сочинения для фортепиано — виртуозные пьесы, концертные этюды и др. вплоть до салонных пьес, предназначенных для домашнего музицирования.
В ранних сочинениях Мошковского прослеживается влияние Шопена, Мендельсона и, в особенности, Шумана, однако позднее композитор сформировал собственный стиль, который, не отличаясь особой оригинальностью, тем не менее, явно показывал тонкое авторское чувство инструмента и его возможностей. Польский композитор и пианист Игнаций Падеревский писал позднее: «Мошковский, быть может, лучше других композиторов, кроме Шопена, понимает, как надо сочинять для фортепиано».
В течение многих лет произведения Мошковского были забыты, практически не исполнялись, и лишь в последние годы наблюдается возрождение интереса к творчеству композитора.
Умер Мориц Мошковкий в Париже (Франция) в 1925 году.
* * *
Поэт, драматург и сценарист, писатель-сатирик, журналист, военный корреспондент Яков Аронович Костюковский родился в 1921 году в городе Золотоноша (теперь – Черкасская область Украины) в семье бухгалтера Арона Яковлевича (он в Первую мировую войну воевал, был награжден Георгиевским крестом) и Софьи Гилевны Костюковских.
Писать сатирические стихи и эпиграммы Яков начал в школе, посещал литературную студию при Харьковском Дворце пионеров. Учился на литературном факультете ИФЛИ – Институте философии и литературы в Москве. В 1941 году Костюковский дебютировал фельетоном в «Огоньке» и после этого переключился главным образом на сатиру.
С началом Великой Отечественной войны Яков Костюковский начал работать в «Комсомолке» и одновременно ответственным секретарем военно-молодежного журнала «Смена», затем — во фронтовом отделе «Комсомольской правды». Будучи призван в армию, служил ответственным секретарём дивизионной газеты «За Отечество!», затем в газете Московского военного округа «Красный воин». После демобилизации вернулся в «Комсомольскую правду», где заведовал отделом культуры и был ответственным секретарем, ввел в газете раздел сатиры и юмора «Удивительно, но факт».
В разгар кампании по борьбе с коспомолитизмом Костюковский был уволен из «Комсомольской правды» и занялся литературным трудом: совместно с Владленом Бахновым писал фельетоны, сатирические стихи, пьесы, сценарии, репризы для артистов эстрады и цирка.
Яков Костюковский с 1963 года работал в соавторстве с Морисом Слободским: издал несколько книг, вместе они написали сценарий оперетты «Два дня весны» по произведениям Исаака Дунаевского; подготовил со Слободским и Леонидом Гайдаем сценарии трех самых знаменитых комедий последнего — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука».
Умер Яков Костюковский в Москве в 2011 году.
* * *
Использован сайт ru.wikipedia.org
Похожие статьи
Оставить комментарий