* * *
Единственной частью занятых в 1967 году территорий, аннексированной Израилем, был Восточный Иерусалим, находившийся со времени окончания войны 1948 года под контролем Иордании.
Решение о присоединении этой части города к западной, бывшей под израильским контролем, было принято практически сразу после окончания боевых действий Шестидневной войны.
В полночь 28 июня 1967 года обе части города были формально объединены.
* * *
Советский кинорежиссер и сценарист Абрам Матвеевич Роом (при рождении Абрам Мордхелевич Ром (Ромм) родился в Вильно в 1894 году. Его родителями были Мордхель (Мордух) Беньяминович и Лея Давидовна-Абелевна Ромы.
Некоторое время Абрам Матвеевич учился в Петроградском психоневрологическом институте, но вынужден оставить учебу в виду отсутствия права жительства вне черты оседлости. Роом был принят на медицинский факультет в Императорский Николаевский университет.
Отучившись два с половиной курса, он в конце 1917 года был призван в Красную Армию в качестве военврача и отправлен на фронт. С октября 1919 года работал ответственным сотрудником редакции газеты «Известия Саратовского Совета», преподавателем в отделе искусств.
Его дебют как театрального режиссера состоялся на сцене саратовского Театра лубочной драмы и комедии, сатиры, кукол и петрушки.
В 1923 году Роом переехал в Москву, где стал режиссером Театра Революции, а также режиссером и педагогом Высшей педагогической школы ВЦИК. В последующие годы он работал на разных киностудиях столицы — был режиссером «Госкино», «Совкино», «Союзкино», преподавал во ВГИКе.
Как кинорежиссер Абрам Матвеевич дебютировал в 1924 году. Его первая работа — картина «Что говорит «Мос», сей отгадайте вопрос», а свой первый полнометражный фильм «Бухта смерти» он снял в 1926 году. Но эта картина была холодно встречена властями, поскольку слишком актуальные и сложные проблемы были затронуты в фильме.
Настоящую славу и известность принесла режиссеру следующая его картина — «Третья Мещанская», в которой также нашла отражение тема человека с его слабостями и чувствами. Сегодня этот фильм — бесспорная классика кино, которым восторгается уже не одно поколение зрителей.
С 1940 года Роом — режиссер киностудии «Мосфильм». В этот период он снимает только официально одобренное кино — это картины «Эскадрилья номер 5», «Нашествие», «В горах Югославии», «Суд чести» и другие.
В 1960-е Абрам Роом осуществил ряд экранизаций классики: «Гранатовый браслет» по А.Куприну, «Цветы запоздалые» по А.Чехову, «Преждевременный человек» по М.Горькому. Помимо режиссуры, Роом был художественным руководителем фильмов «На графских развалинах» и «Дело № 306».
Умер Абрам Матвеевич Роом в 1976 году в Москве.
* * *
28 июня 1924 года в Екатеринославе в семье педагога Абрама Сидура родился сын — будущий художник, скульптор-авангардист, поэт и прозаик Вадим Сидур.
В Отечественную войну он сражался в рядах Красной армии. Осенью 1944 года в селе Латовка под Кривым Рогом младший лейтенант Вадим Сидур был тяжело ранен. Его выходила простая женщина Александра Толкачева. Раздробленная челюсть создавала дополнительные трудности в уходе. Ее сердечность и упорство преодолели и эти препятствия. Сидур выжил, попал в госпиталь, перенес бесконечную череду операций.
В 1953 году Вадим Сидур окончил факультет монументальной скульптуры Строгановского художественного училища в Москве. В конце 1960-х гг. в его мастерской, расположенной в одном из московских подвалов, появляются удивительные работы: «Раненый», «Памятник погибшим от бомб», «Памятник погибшим от любви» и другие. Большинство этих скульптур будет вскоре установлено в Германии, где их автор нашел многих почитателей.
Дома Сидур постоянно сталкивался с официальным неприятием своих работ. Его обвиняли то в формализме, то в пацифизме. Тем не менее, скульптор выполнял заказы на городскую декоративную скульптуру и частные заказы. При жизни он не мог выставлять свои работы на родине; в то же время за рубежом состоялось более 30 выставок Сидура. Скульптуры по его моделям установлены в Германии – «Погибшим от насилия» (Кассель), «Взывающий» (Дюссельдорф), «Треблинка» (Берлин). В Принстоне (США) установлена его «Голова Эйнштейна». На территории бывшего СССР был открыт памятник жертвам Холокоста в городе Пушкине под Санкт-Петербургом.
Вадим Сидур увлекался прозой и стихами — имели хождение в самиздате и печатались на Западе. Работал он и как график, в частности с его иллюстрациями вышел поэтический сборник Юрия Левитанского «Кинематограф».
Вадим Абрамович Сидур умер 26 июня 1986 года в Москве. Посмертно изданы в России его сборник стихов «Самая счастливая осень» и прозаическое произведение «Памятник современному состоянию. Миф». В 1989 году в Москве был открыт Музей Вадима Сидура, где выставлены наиболее известные работы художника, в том числе инсталляции.
* * *
Использованы сайты ruspekh.ru, ru.wikipedia.org, history.wikireading.ru, isrageo.com