* * *
Драматург и сценарист Михаил Филиппович Шатров (настоящая фамилия — Маршак) родился в 1932 году в Москве. Михаил Шатров родился в семье инженера Филиппа Семеновича Маршака (в 1938 тоду расстрелян) и Цецилии Александровны Маршак (арестована в 1949 году, амнистирована в 1954 году).
Михаил Шатров учился Московском горном институте. В начале 1950-х годов проходил практику на Алтае, где работал бурильщиком, там и начал писать. В 1954 году была написана первая пьеса — «Чистые руки».
Шатров – автор многочисленных пьес: «Лошадь Пржевальского», «Дождь лил как из ведра», «Глеб Космачев» и др. Написал ряд пьес о жизни В.И.Ленина. Автор сценариев фильмов: «Тегеран-43», «Шестое июля», «Именем революции» и др.
Спектакли, поставленные по пьесам Михаила Шатрова, ставились на сценах театров: «Современник», «Ленком», Московский драматический театр им.Ермоловой, в Риге, В Архангельске, в Минске и др. городах.
Умер Михаил Шатров в Москве в 2010 году.
* * *
Фамилия режиссера и драматурга, бессменного руководителя Московского театра «У Никитских ворот» Марка Григорьевича Розовского иная. Его отец, Семен Шпидман, был арестован и провел в сталинских лагерях 18 лет. Через несколько лет после его ареста мать Марка вышла замуж за сослуживца супруга, который усыновил ребенка. С тех пор Розовский носит его фамилию и отчество.
Марк Розовский родился в 1937 году в Петропавловске-Камчатском. В 1960 году Марк окончил журфак МГУ, стал писать. Вскоре Марк Розовский стал знаменитым. Еще будучи студентом, он возглавил театр МГУ «Наш дом» и был его худруком 10 лет. Но в 1969 году театр закрыли за слишком смелый репертуар.
После закрытия театра «Наш дом» Розовский ставил спектакли во МХАТе, в БДТ в Ленинграде, в Театре оперы и балета им.Кирова, в Академическом театре им.Пушкина, в Театрн им.Ленсовета в Ленинграде, в Театре им.Маяковского, в театре кукол им.С.В.Образцова, в театре Польском во Вроцлаве, в кино, на телевидении и на эстраде.
В 1983 году Розовский возглавил новый московский театр «У Никитских ворот», где он ставил спектакли по сочинениям Михаила Зощенко, Исаака Бабеля, Николая Карамзина, а музыкально-драматические постановки «Песни нашего двора» и «Триумфальная площадь» стали визитными карточками театра. Благодаря Марку Розовскому в середине 70-х годов зрителям была представлена рок-опера «Орфей и Эвридика», а на сцене БДТ он поставил «Историю лошади» (по повести Л.Толстого «Холстомер») с блистательным актером Евгением Лебедевым в главной роли.
Марк Розовский – народный артист РСФСР, дважды был признан «Россиянином года».
* * *
В 1890 году в Херсоне родился Борис Маркович Шпенцер — ученый в области химической технологии, доктор химических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси.
Шпенцер участвовал в организации производства буры, борной кислоты, желтого фосфора и других химически чистых препаратов, изучал экономику химической промышленности и технологию химического производства.
В 1937 году Борис Шпенцер арестован и приговорен к исключительной мере наказания. В 1938 году расстрелян. Реабилитирован в 1956 году. К сожалению, «Авив» не располагает фотоснимком Шпенцера.
* * *
В 1942 году нацисты провели массовую депортацию евреев Аугсбурга (Германия), в результате чего еврейская община Аугсбурга прекратила существование. После окончания войны в Аугсбург вернулись только 25 человек.
Существует предание, что евреи жили здесь еще под властью Рима. Первое документальное свидетельство о евреях в Аугсбурге восходит к 1212 году. Во второй половине XIII века здесь существовала хорошо организованная община; упоминаются еврейский дом (юденхаус), синагога и кладбище, миква и танцевальный дом для проведения свадеб.
Политический и экономический статус евреев Аугсбурга определялся муниципальной хартией (1276 год), принятой позже и некоторыми другими городами Южной Германии и Швейцарии.
Евреи Аугсбурга считались императорскими каммеркнехтами (буквально слуги казны), хотя на юрисдикцию над общиной претендовали также епископ города и муниципалитет. Согласно хартии, община пользовалась широкой автономией, включая даже право вынесения еврейским судом смертных приговоров. Тяжбы с христианами рассматривались смешанным еврейско-христианским судом.
* * *
Использованы сайты: ru.wikipedia.org и isrageo.com