* * *
В 1888 году в Платвилле (США) родился американский физиолог Херберт Спенсер Гассер.
Он окончил Висконсинский университет и медицинский факультет Университета Джонса Хопкинса в Балтиморе. Затем преподавал в университете имени Вашингтона в Сент-Луисе. С 1931 года Гассер — профессор физиологии Корнеллского университета. С 1935 по 1953 годы Гассер являлся директором Рокфеллеровского института медицинских исследований.
Занимался проблемами коагуляции крови, но его главный труд (совместно с профессором Эрлангером) посвящен электрофизиологии нервных окончаний. Первая научная работа посвящена процессам, происходящим в диафрагмальном нерве, позже, с появлением осциллографа, стало возможным наглядно демонстрировать различия в чувствительности нервных окончаний, в частности, то, что скорость распространения импульса прямо пропорциональна диаметру нервного волокна. Эти опыты значительно продвинули ученых в понимании механизма возникновения боли и легли в основу нового направления, нейрофизиологии.
За эти исследования удостоен Нобелевской премии за 1944 год по медицине и физиологии. Гассер также изучил различия между моторными и сенсорными нервами, занимался проблемами болеощущения и установил анатомическое строение и функциональные свойства тончайших немиелинизированных нервных волокон.
Умер Херберт Гассер в 1963 году в Нью-Йорке.
* * *
В 1902 году в Молодечно родился еврейский художник Меер Моисеевич Аксельрод. Когда его не станет, поэт Арсений Тарковский напишет о нем: «Это прекрасный пример того, как выгодно быть честным и чистым человеком… Вы видите совершенно наглядно, какие прекрасные плоды это приносит, как дорого то, что делается людьми такого рода, которые с подлинно святым упрямством, с железной волей пробиваются сквозь все преграды».
В отрочестве Меер посещал знаменитую витебскую школу рисования Юделя Пэна, которую по обилию выращенных талантов можно сравнить с не менее знаменитой музыкальной школой Столярского в Одессе. Учениками Пэна были Марк Шагал, Осип Цадкин, Лазарь Лисицкий.
В 1921-м 19-летний Аксельрод дебютирует на выставке белорусских художников в Минске, где публике были представлены 36 его работ — зарисовки еврейских кварталов и кладбищ, портреты и жанровые работы, сюжетно связанные с жизнью евреев в маленьких городках на западе России. Сразу же после этой выставки Меера направили на учебу в московский ВХУТЕМАС. Там он занимается графикой, становится учеником и продолжателем дела знаменитого графика Фаворского, но потом переходит к живописи, вступает в общество художников «4 искусства», участвует в его выставках вместе с членами этого общества Фальком, Сарьяном, Петровым-Водкиным, Малевичем.
Аксельрод едет в еврейскую сельскохозяйственную коммуну «Войо-Ново» («Новый путь») в Крыму. Евреи-земледельцы — эта тема давно волновала его. Он обладал счастливым даром поэтического сопереживания обыденности. Простые сценки молотьбы, разгрузки телеги, ничего не теряя в своей достоверности, преображаются его романтическим восприятием. Так рождается серия «В степи», сложившаяся из картин, эскизов, акварелей, рисунков. Многие из них по праву считаются образцами еврейской лирики.
Много лет художник плодотворно сотрудничал с еврейскими театрами Москвы, Минска, Киева. Его декорации и костюмы к спектаклям «Мера строгости» Д.Бергельсона, «Жакерия» П.Мериме, «Разбойник Бойтре»М.Кульбака, инсценировкам произведений Шолом-Алейхема стали частицей истории еврейского театра и театрально-декоративного искусства.
* * *
Использованы сайты: krugosvet.ru, eleven.co.il, isrageo.com
Похожие статьи
Оставить комментарий