* * *
В 1885 году в Копенгагене (Дания) родился физик Нильс Хенрик Давид Бор. Его отец был профессором физиологии в Копенгагенском университете, мать — Эллен Адлер, происходила из еврейской семьи, хорошо известной в банковских, политических и интеллектуальных кругах.
После школы Нильс поступил в Копенгагенский университет, в котором проявил себя как физик. В 23 года за свою дипломную работу об определении поверхностного натяжения воды по вибрации водяной струи получил золотую медаль Датской королевской академии наук. Спустя три года он переезжает в Кембридж (Англия). Через год переходит работать к Резерфорду в Манчестер, где занимается исследованиями атома, в результате которых молодой ученый обнаружил вещества с одинаковыми химическими свойствами, но с различным атомным весом, названные изотопами.
В 1913 году Бор разработал первую квантовую теорию атома. За ее основу он взял модель планетарного строения атома (положительно заряженное ядро и вращающиеся вокруг него по орбитам отрицательно заряженные электроны), выдвинутую Эрнестом Резерфордом. Такая модель противоречит законам классической электродинамики и механики, по которым вращающийся электрический заряд должен был бы непрерывно излучать электромагнитные волны, потерять свою энергию за ничтожно малую долю секунды и упасть на ядро. Бор рассмотрел планетарную модель с точки зрения квантовых представлений, введенных Максом Планком. Он показал, что атом будет устойчив, если на движение электрона в атоме наложены некоторые ограничения, и сформулировал так называемые «постулаты Бора». Согласно этим постулатам, электрон может существовать только на одной из «разрешенных» орбит, соответствующей дозволенному значению энергии атома.
За свои открытия и исследования Нильс Бор в 1922 году получил Нобелевскую премию. Он является создателем квантовой теории атома водорода, в которой доказывает, что электрон вращается по определенным квантовым орбитам.
В 1939 году Бор становится президентом Датского королевского общества. До последних дней жизни ученый не прекращал исследования, внося вклад в развитие науки. В свой 62-й день рождения, он получил от короля Дании Фредерика IX высшую национальную награду – орден Слона.
Умер Нильс Бор в 1962 году в Копенгагене.
* * *
Известная поэтесса Маргарита Иосифовна Алигер (Зейлигер) родилась в Одессе в 1915 году. Ее отец, Иосиф Павлович (Иосиф Пинхусович) Зейлигер), занимался адвокатской практикой.
Поэтесса дебютировала в печати в 1933 году — в журнале «Огонек» за подписью «Маргарита Алигер» были опубликованы стихотворения «Будни» и «Дождь». В 1934—1937 годах училась в Литературном институте имени А. М. Горького. В 1938 году была принята в Союз писателей СССР.
В годы Великой Отечественной войны Алигер была военным корреспондентом в блокадном Ленинграде. В 1943 году передала присужденную ей Сталинскую премию в Фонд обороны.
В своей поэзии Маргарита Алигер создавала героико-романтический образ современника. В 1942 году написала поэму «Зоя», посвященную подвигу Зои Космодемьянской, за которую получила Сталинскую премию. Особое место в творчестве Алигер занимает поэма «Твоя победа», напечатанная в 1946 году. В ней она впервые обратилась к теме судьбы гонимого еврейского народа. Этот фрагмент распространялся рукописно и неоднократно фигурировал в качестве улики при разбирательстве дел «еврейских националистов».
Умерла Маргарита Алигер в Подмосковье, на даче, в 1992 году.
* * *
В 1892 году в украинском городе Белая Церковь в семье учителя родился будущий советский живописец, художник театра и кино Иосиф Аронович Шпинель.
Жизнь в большой семье, где Иосиф был восьмым ребенком, а отец рано умер, оказалась исполненной лишений. Тем не менее, у него рано проявилась страсть к рисованию. Закончив обучение в частной школе (в гимназию поступить не удалось), Шпинель уехал в Киев, устроился работать чертежником-землемером и одновременно стал готовиться в Киевское художественное училище.
Первое время после окончания училища Шпинель работал в Киеве помощником у своего бывшего педагога, архитектора Рыкова. Но в 1916 году его призвали в армию.
После октября 1917 года Шпинель возвратился в Киев. По заданию ревкома писал плакаты, расписывал агитационными панно стены городской тюрьмы, откуда освободили политзаключенных, затем вступил в ряды Красной армии.
Мечта продолжить учебу не оставляла Иосифа. Пять лет спустя, к моменту окончания ВХУТЕМАСа, Шпинель был уже признанным мастером живописи. Его работы выставлялись на отечественных и международных выставках, были удостоены премий и почетных дипломов.
В 1927 году в судьбе художника произошел новый поворот: он связал свою жизнь с кинематографом, переехал в Одессу, где работал в качестве художника-постановщика на киностудии, а затем в Киеве в киноинституте вел курс «Композиция кадра».
В начале 30-х годов прошлого века Шпинель вернулся в Москву, на киностудию «Мосфильм». Здесь он проработала четверть века, будучи одновременно профессором ВГИКа. Для творчества Шпинеля характерно стремление к монументальным образам. Его декорации выразительны, лаконичны. Художник стремился к обобщенности, эмоциональной выразительности обстановки действия. В качестве художника-постановщика он сделал более 60 фильмов. Выступал и как театральный художник. Среди его наиболее значительных фильмов – «Арсенал» (1928, реж. А. Довженко), «Пышка» (1934, реж. М.Ромм), «Петербургская ночь» (1934, реж. Г.Рошаль и В.Строева), «Зори Парижа» (1936, реж. Г.Рошаль), «Александр Невский» (1938, реж. С.Эйзенштейн), «Иван Грозный» (1944–1945, реж. С.Эйзенштейн), трилогия «Сестры», «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро» (1957–1959, реж. Г.Рошаль).
Иосиф Аронович Шпинель умер в1980 году в Москве.
* * *
7 октября 1897 года на нелегальном съезде в Вильнюсе был основан Бунд — Всеобщий союз еврейских рабочих в Литве, Польше и России.
Еврейское рабочее движение в Российской империи возникло и оформилось в Бунд в шести северо-западных губерниях еврейской черты оседлости (Виленская, Витебская, Гродненская, Ковенская, Минская, Могилевская) с городом Вильно (Вильнюс) в качестве центра и в Варшаве, то есть в районах с многочисленным еврейским пролетариатом.
Наряду с марксистской идеологией РСДРП Бунд усвоил также некоторые особые принципы, связанные с еврейскими проблемами, как, например, приоритет идиша как языка еврейских трудящихся масс. В полном согласии со взглядами РСДРП он рассматривал сионизм как «реакционное буржуазное или мелкобуржуазное националистическое» движение, отвлекающее еврейские массы от политической борьбы в России.
В противоположность сионизму, видевшему разрешение еврейского вопроса в переселении евреев на свою историческую родину, Бунд выдвигал принцип «здесь и сейчас», то есть призывал к разрешению еврейского вопроса на местах, в странах, где жили евреи. Он не рассматривал всех евреев в мире как единый еврейский народ и поэтому отвергал глобальную еврейскую политику, ограничивая свои цели достижением гражданских прав.
С началом XX века Бунд стал одним из важнейших факторов еврейской общественной жизни. Он был одним из инициаторов, а в некоторых местах и главным организатором самообороны во время погромов в России.
К концу 1917 года Всеобщий союз насчитывал около 40 тысяч членов в 400 организациях. На общей политической арене его лидеры защищали платформы правых и левых меньшевиков. Одновременно выдвигалось требование образования еврейской национально-культурной автономии.
В настоящее время Бунд продолжает функционировать почти во всех странах Запада, где имеется еврейское население, но нигде не занимает существенных позиций в еврейской общественной жизни. Несмотря на свою последовательную антисионистскую позицию, Бунд существует также в Израиле, но не играет никакой существенной роли в духовной и общественной жизни государства.
* * *
В этот день в 1941 году нацистскими оккупантами было уничтожено Горецкое гетто.
Гетто было создано в начале августа 1941 года в границах улиц Мстиславской и части Интернациональной. Гетто руководил юденрат, обязанностью которого была регистрация евреев — одно из мероприятий оккупантов, позволявшее получить полную информацию о евреях Горок.
Гетто было полностью уничтожено 7 октября 1941 года. Ранним утром белорусские полицаи и немецкие солдаты выгнали евреев из домов. Их избивали прикладами винтовок и нагайками и вели к бывшему клубу сельскохозяйственного института, а тех, кто не мог идти, загоняли в автомашины и везли в урочище Белый ручей. Здесь были заранее расширены две бывшие силосные ямы. С евреев сначала снимали одежду и обувь, а затем группами по 100 человек убивали из пулеметов и автоматов.
В этот день были убиты более 2 500 евреев.
* * *
В дни оккупации фашистами Греции в 1943 году архиепископ Дмитриос Дамаскинос приказал монастырям предоставлять убежище всем евреям, которые постучатся в их двери.
Он сделал это после того, как генерал СС Юрген Струп приказал всем евреям под страхом смерти пройти регистрацию. Более того, по непосредственному указанию архиепископа оккупационным властям был послан документ, не имеющий аналогов в военной Европе – открытое порицание антисемитских действий и отказ сотрудничать в преследовании евреев: «Все дети Матери Греции представляют собой неразделимое единство: они на равных являются членами нации, независимо от религии, которую исповедуют…».
В послании Дмитриоса Дамаскиноса также подчеркивалось, что греческие евреи внесли свой вклад в строительство нации и что греки их так просто не отдадут. Когда Дамаскиносу пригрозили тем, что пришлют за ним расстрельную команду, архиепископ ответил: «В соответствии с традициями мученичества греческой православной церкви, священников вешают, а не расстреливают. Прошу соблюдать наши традиции!»
Дмитриос Дамаскинос пользовался огромным авторитетом у населения; после войны — до возвращения короля — он был регентом страны — возглавлял Греческую церковь до самой своей смерти в 1949 году.
* * *
Использованы сайты: isrageo.com, kemokiev.org, ru.wikipedia.org