
Часть 1-я
От материального присутствия евреев в современной Беларуси сохранилось не так много. Поднять такую махину, как возрождение уцелевшего материального наследия на примере синагог и кладбищ одному, невозможно. Необходимо участие всех заинтересованных сторон. И не только Беларуси и Израиля.
Так у меня родилась идея каталогизации еврейских кладбищ Беларуси. К ней присоединился профессор Ежи Гарбинский из Люблинского университета имени Марии Склодовской-Кюри (Польша). В 2014 году мы посетили Быхов, Заславль, Мир, Могилев, Мядель, Несвиж, Свирь, Дуниловичи, Камаи, Поставы, Нарочь, Речицу, Рясно, Городок. Летом 2016 гола было решено ехать в Видзы, Браслав, Миоры, Германовичи, Лужки, Глубокое, Плисса, Докшицы, Волколату, Долгиново.

Сергей Беспанский, Леонид Смиловицкий, Антон Астапович
Кроме меня и Ежи Гарбинского участвовали в экспедиции Антон Астапович и Сергей Беспанский. Антон — председатель президиума республиканского совета ОО «Белорусское добровольное общества охраны памятников истории и культуры». Сергей Беспанский — директор минской фирмы «Музейные Технологии». Он исполнял еще и роль шофера. Только благодаря профессиональной помощи наших коллег все было прекрасно организовано и позволило многое увидеть и понять.
Когда Астапович узнал, что мы едем на северо-восток республики, то поинтересовался, есть ли у нас пропуск в пограничную зону? Видзы находятся как раз на границе Беларуси и Литвы. И, хотя граница прозрачна (нет контрольно-следовой полосы, вышек, колючей проволоки), в зоне можно встретить патруль. Тогда неприятностей не миновать. Мы с профессором Гарбинским люди законопослушные и не собирались нарушать правила. Как получить пропуск? Да очень просто, сказал Астапович, я выпишу командировочные удостоверения, нужны только паспорта. Тут уже забеспокоился я: ведь мы с Ежи — иностранцы. Оказалось, что Антон и к этому готов. Он объяснил, что по уставу общества его членами могут быть и граждане иностранных государств.
Стоило нам подъехать к Видзам, как мы столкнулись с пограничниками. Два джипа перегородили дорогу. Один солдат с автоматом наперевес остался возле машины, другой — направился в нашу сторону. Поскольку все бумаги у нас были в порядке, проверка заняла не более пяти минут. Сверив имена в командировочном предписании с паспортами, нас быстро пропустили.
Видзы. Исторические данные

На еврейском кладбище в Видзах
Почти 200 километров от Минска мы преодолели менее чем за три часа. Основные шоссейные магистрали в Беларуси прекрасные. Сегодня Видзы — городской поселок в Браславском районе Витебской области. В составе Российской империи он оказался с 1795 года. В XIX — начале XX веках – уездный, а затем заштатный город Ново-Александровского уезда Виленской, а с 1842 года – Ковенской губерний. С 1920 по 1939 годы Видзы оказались в составе Польши. С сентября 1939 года – в Беларуси.
В Видзах существовало не только иудейское кладбище, но и христианское. Однако, как они отличались! Основное различие исходило из традиционного еврейского принципа «не нарушения могил». Мощи усопших должны навсегда остаться в том месте, где были преданы земле. Христианское понимание позволяет нарушать существующие захоронения после определенного времени. Если христианское кладбище долго не используется, его разрешается ликвидировать. Согласно принципам иудаизма каждое надгробие считается неприкосновенным. Исключение составляют случаи, когда проводится эксгумация для перевоза останков на Святую землю или в семейную могилу, для перемещения с нееврейского кладбища или когда кладбищу угрожает разрушение.
Когда-то в Видзах было много евреев. В 1897 году они составляли почти 70 процентов всего населения городка (3480 человек). В 1910 году здесь были 7 синагог и еврейское кладбище. Однако, потом ситуация изменилась. Последняя польская перепись 1931 года насчитала в Видзах только 800 евреев.
И яблонька на кладбище…

Старый еврейский дом. Видзы
Памятника евреям в Видзах и окрестностях (2708 чел.), расстрелянных нацистами в 1941-1942 годах до сих пор нет. Перед нами раскинулось поле в несколько гектаров и трава по пояс. Накануне прошел дождь. Погода пасмурная, трава не просохла, но это нас не испугало. Мы храбро двинулись вперед.
Большинство каменных надгробий (мацевот) утопают в траве. Торчат из земли только некоторые, большая часть из них покосилась. Сколько же их тут скопилось за три сотни лет? Сколько украли (самые дорогие), растащили для хозяйственных нужд, ушли под землю?
Больше всего меня поразила дикая молодая яблонька в самом центре кладбища. Шальной ветер занес одинокое зернышко, оно взошло, превратилось в дерево и дало плоды. Меня поразил этот пример торжества жизни над смертью. Разные мысли проносились в голове. Подобного я нигде не встречал. Природа, как будто, наблюдая равнодушие человека, сама решила позаботиться и облагородить это скорбное место.
Леонид СМИЛОВИЦКИЙ, историк, доктор Тель-Авивского университета
P.S. Вторую часть заметок автора, вошедших в цикл «Экспедиция», читайте на нашем сайте позже.