В этом году мы отмечаем Песах — праздник Исхода евреев из Египта – начиная с вечера 22 апреля. Он длится вплоть до 30-го. Его можно назвать временем рождения еврейского народа. В дни Песаха мы отмечаем освобождение его от рабства – как физического, так и духовного.
Песах имеет огромное значение для еврейской традиции, и, можно сказать, что это праздник планирования и порядка. Верующие евреи всю неделю, что длится праздник, не употребляют ничего квасного, забывая о хлебе, печенье, макаронах, пшеничной водке и пиве – в общем, обо всей еде, которая готовится на закваске. На иврите она называется — хамец. Мы, в основном, питаемся мацой — символом нашей свободы, и горькой зеленью — марор, символизирующей горечь рабства. Кроме того, на стол в праздник мы ставим специальную тарелку — кеару, в которой каждый продукт является символом праздника весны, свободы и выхода из рабства.
А еще каждый еврей должен выпить четыре бокала кошерного вина. Повторяю – четыре, чтобы не напиться. Этим мы вспоминаем о четырех обещаниях: вывести народ из рабства, избавить его от тягот, спасти от ига, стать народом Всевышнего.
Сложился строгий ритуал проведения пасхального вечера. Он состоит из четырнадцати частей и называется «седер Песах» — пасхальный порядок, который расписан в книге «Пасхальная Агада». Для тех, кто откроет ее в первый раз или в двадцать первый, она выглядит, как строго регламентированный сценарий проведения праздника. Туда включены тексты из Торы, Талмуда и их толкования, молитвы, литургические гимны, народные песни, притчи. Чтением «Агады» сопровождается вся пасхальная трапеза.
Пасхальной истории несколько тысяч лет, а первая дошедшая до нас печатная «Агада» из Испании датируется 1482 годом. Единственный уцелевший ее экземпляр хранится в Национальной библиотеке Иерусалима. Первая же иллюстрированная «Пасхальная Агада» вышла в 1515 году в Константинополе, но, к сожалению, от нее сохранились лишь две страницы.
При всех сложностях или деталях пасхального седера мы не забываем о детях. На нем взрослые задают им четыре традиционных вопроса. Тем самым мы подтверждаем свою веру в постоянство, которое всегда граничит с новизной.
Также взрослые прячут кусочек мацы (афикоман), чтобы дети, нашедшие его в конце седера, смогли получить приз. Это происходит перед окончанием трапезы. Кроме этого, есть обычай, описываемый раввином Ицхаком Абарванелем, жившем в 16 веке, отливать 10 капель из бокала с вином во время чтения «Десяти казней египетских» из Торы. С одной стороны, это некое «развлечение» в середине седера, а с другой — эта инновация имеет педагогический смысл для еврея: не радоваться при «падении» врага.
Еще одна традиция недели Песаха – чтение или распевание книги «Песнь Песней». Праздник отмечаем весной, и в книге есть моменты, говорящие о ней и о любви. Правда, сегодня каждый воспринимает книгу по-своему: одни видят в ней аллегории, говорящие о любви к Богу, другие – описание интимных отношений молодых людей, существующие издавна. Именно «Песнь Песней» (на иврите – «Шир а Ширим») легла в основу новой традиции в Минске – Международного канторского фестиваля.
Традиционное пожелание на Песах звучит так: «Хаг Песах Кашер ве Самеах!» или «Кошерного и Счастливого вам праздника Песах!»
Читателям «Авива» хочется пожелать не только вспомнить о многовековой истории исхода, но и открыть для себя в этом году что-то новое.
Как возвращение к свободе,
Евреи празднуют Исход.
Века проходят год за годом,
А Песах радует народ.
Загадочный, великий, древний,
Никем не познанный народ…
К своей земле обетованной,
Он всё идет, идет, идет!
Григорий АБРАМОВИЧ, главный раввин РООПИ в Республике Беларусь